Виссарион Григорьевич БелинскийСтраница 1
Виссарион Григорьевич Белинский (1811–1848) – пламенный публицист, литературно-художественный критик, страстный защитник идей революционной демократии.
Литературная деятельность В.Г. Белинского содействовала реализации задачи, поставленной А.С. Пушкиным: создать язык «учёности» и отвлечённой прозы; продолжала дело, начатое великим поэтом в области литературного языка.
Средства книжной и разговорной речи в литературно-критических статьях Белинского разумно сосуществуют, достигается своего рода равновесие в стилевой ориентации контекста: снижается неопределённость, отвлечённость разговорного слова и достигается точность, оценочность, реализуемая денотативным смыслом разговорного слова. Традиционные средства литературного языка (славянизмы, общественно-политические термины и др.) втягиваются в канву публицистического изложения, они придают повествованию пафос обличения. Эмоциональную напряжённость. В «Письме к Гоголю», например, книжная, торжественная лексика (апостол,
проповедник, панегирист, обскуратизм и др
.) включается в лексико-семантические связи со словами иного стилистического рода (крут, невежество, мракобесие и др
.); таким образом достигается должный стилистический эффект: простой и ясной форме, в которую облекается содержание высказывания, придаётся страстность, полемический задор, повышается доходчивость и действенность публицистического повествования.
В произведениях Белинского играют значительную роль также средства художественной изобразительности, как повторы слов, обращения, риторические вопросы, перифразы, метафоры, оценочные эпитеты, антитезные построения.
Литературная деятельность писателя содействовала включению научно-отвлечённых слов в сферу общелитературной, общеупотребительной лексики (аскетизм, деспотизм, цивилизация, нетерпимость, равенство, справедливость и др.
); обогащению фонда философской, общественно-политической лексики иноязычными и вновь созданными на базе русского языка словами (дифирамб, гарантия, педантство, гуманность, сознание,
сочинение, творение и др
.). В своей статье «Русская литература в 1840 г.» он очерчивает круг слов выражений, используемых в его публикациях и вызывающих обвинение со стороны идейных противников: бесконечное, конечное, абсолютное, субъективное, объективное, индивидуум, индивидуальное, непосредственный, непосредственность, имманентный, созерцание, рефлексия, конкретность и др.
Слова-термины из определённых областей знания не только вводятся в канву литературного изложения, но при этом нередко разъясняются, комментируются, раскрывается содержание выражаемого понятия. В статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» раскрывается содержание слова гуманность:«Гуманность есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием…Гуманность нисколько не находится в противоречии с уважением к высоким общественным положениям и рангам; но она находится в решительном противоречии с презрением к кому бы то ни было, кроме негодяев и подлецов… Чувство гуманности оскорбляется, когда люди не уважают в других человеческого достоинства, и ещё более оскорбляется и страдает, когда сам человек в себе не уважает собственного достоинства».
Творчество Белинского оказало влияние на дальнейшее развитие языка научно-критической, публицистической литературы, на развитие языка художественной литературы – всего русского литературного языка.
В специальной литературе нередко подчёркивается, что стиль языка Белинского оказал большое организующее влияние на последующее развитие критико-публицистических стилей русского литературного языка. В специальной литературе нередко подчёркивается, что стиль языка Белинского имеет свои истоки в критическом слоге Н.А. Полевого и особенно Н.И. Надеждина. Но истоки языка Белинского следует искать, прежде всего, в языке Пушкина.
Похожие статьи:
Произношение заимствованных слов
Общий процесс русификации (освоения) иноязычных слов постепенно ведет их к "подчинению" произносительным нормам русского литературного языка. Однако приспособление "чужих" сочетаний звуков к фонетической природе заимст ...
Ломоносов М.В.
Первым сочинением Ломоносова, касавшимся проблем языка, было написанное еще в Германии Письмо о правилах российского стихотворства (1739, опубликовано в 1778), где он обосновывает применимость к русскому языку силлабо-тонического стихосло ...
Тема одиночества в лирике Лермонтова
Одинок я — нет отрады: стены голые кругом . М.Ю.Лермонтов.
«Несмотря на то, что г. Лермонтов начал свое поэтическое поприще еще так недавно, не дальше, как с 1837 года1, имя его уже громко огласилось на святой Руси, и его юный, могучий т ...