Разделы


Заключение

Материалы » Роль Кёнигсберга в творческом становлении Гофмана » Заключение

К концу XVIII века зажглась одна из самых ярких звезд на литературном небосводе Восточной Пруссии, осветив своим фантастическим светом мировую литературу.

В 1776 году в Кенигсберге на Французской улице родился мальчик, ставший впоследствии замечательным писателем-романтиком, композитором и художником. Учился в городской Россгартенской реформаторской школе, был студентом Альберины, слушал лекции Канта. Став юристом, Гофман работал следователем, а после женитьбы в 1798 году покинул родину.

Уже в юности Гофман увлекся живописью, графикой и музыкой; но наибольшая слава его ждала на литературном поприще.

Он создал множество произведений, которые вошли в фонд мировой классики. Некоторые даже получили свое воплощение на сцене – например, замечательный балет Чайковского «Щелкунчик».

Литературой Гофман занялся поздно. Наиболее значительны сборники рассказов «Фантазии в манере Калло» (Fantasiestücke in Callots Manier, 1814–1815), «Ночные рассказы в манере Калло» (Nachtstücke in Callots Manier, 2 vol., 1816–1817) и «Серапионовы братья» (Die Serapionsbrüder, 4 vol., 1819–1821); диалог о проблемах театрального дела «Необыкновенные страдания одного директора театров» (Seltsame Leiden eines Theaterdirektors, 1818); рассказ в духе волшебной сказки «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (Klein Zaches, genannt Zinnober, 1819); и два романа – «Эликсир дьявола» (Die Elexiere des Teufels, 1816), блистательное исследование проблемы двойничества, и «Житейские воззрения кота Мура» (Lebensansichten des Kater Murr, 1819–1821), отчасти автобиографическое произведение, исполненное остроумия и мудрости. К числу наиболее известных рассказов Гофмана, входивших в упомянутые сборники, принадлежат волшебная сказка «Золотой горшок» (Die Goldene Topf), готическая повесть «Майорат» (Das Mayorat), реалистически достоверный психологический рассказ о ювелире, который не в силах расстаться со своими творениями, «Мадемуазель де Скюдери» (Das Fräulein von Scudéry) и цикл музыкальных новелл, в которых на редкость удачно воссозданы дух некоторых музыкальных сочинений и образы композиторов.

Мистический ужас и фантасмагорические видения, реальность, перетекающая в фантастику и фантастика, похожая на реальность – такова суть сказок Гофмана, до сих пор покоряющих читателей своей магией.

И при этом Гофман, с детства возненавидевший бюргерскую косность и ограниченность, стеснявших его свободолюбивый дух, даже в сказках протестовал против них и высмеивал недостатки общества. Так появились такие произведения, как «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер».

И так как человеческие глупость, жадность, подлость – пороки и нынешнего общества, не удивительно, что эти произведения близки современному читателю. Например, имя Крошка Цахес стало нарицательным.

С другой стороны, у человека никогда не пропадет тяга к доброму и прекрасному. Поэтому не могут забыться и такие светлые сказки, как рождественская история «Щелкунчик».

Наконец, человеку присущ интерес к мистике, тайне и магии. Следовательно, ему всегда, независимо от времени, будут интересны произведения великого писателя Восточной Пруссии, Германии и всего мира Эрнста Теодора Амадея Гофмана.

И, естественно, интерес к произведениям Гофмана не угасает и в городе, в котором он родился.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1]

_ Эрнст Теодор Амадей Гофман. Жизнь и творчество: Письма, высказывания, документы. М., 1987.

[2] Гофман Э. Т. А. Щелкунчик или крысиный король. М., 1980.

[3] Гофман Э. Т. А. Крошка Цахес по прозвищу Циннобер. // Избранное. К., 1994.

[4] Гофман Э. Т. А. Кенигсбергские страницы жизни. // Избранное. К., 1994. С. 5 – 22.

[5] Там же. С. 11 – 19.

[6] Эрнст Теодор Амадей Гофман. Жизнь и творчество: Письма, высказывания, документы. М., 1987. С. 30.

[7] Гофман Э. Т. А. Кенигсбергские страницы жизни. // Избранное. К., 1994. С. 15 – 22.

[8] Восточная Пруссия: С древнейших времен до конца второй мировой войны. Калининград, 1996. С. 298 – 299.

[9] Цит. По: Чавчанидзе Д. Романтический мир Эрнста Теодора Амадея Гофмана // Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок и другие истории. М., 1981. С. 5.

[10] Там же. С. 6.

[11] Там же. С. 7 – 8.

[12] Эрнст Теодор Амадей Гофман. Жизнь и творчество: Письма, высказывания, документы. М., 1987. С. 55 – 74.

[13] Там же. С. 84 – 88.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Эрнст Теодор Амадей Гофман

Похожие статьи:

Джек Лондон. Биография
Можно сказать, что Джек Лондон стал писателем, преодолевая семейный рок. Скандальная известность постучалась в его судьбу еще до рождения. В июне 1875 года жители Сан-Франциско прочли в газете «Кроникл» леденящую кровь историю: женщина вы ...

Комплимент-антитеза.
Так же, как и в косвенном комплименте, здесь реализуется способность адресанта к нестандартному мышлению и его адекватной вербализации. Комплименты этого типа строятся на антитезе. v Знаете, мне Вас искренне жаль… Наверное, нелегко быть ...

Языковые средства создания гиперболы и литоты у Н.В. Гоголя
Мало кто из писателей создал такое количество «типов» как Гоголь. Они вошли в наше сознание и в историю культуры как яркое художественное обобщение отрицательных сторон человеческого характера. Плюшкин, Ноздрев, Чичиков, Хлестаков, городн ...