Поэтическое наследие поэта XVII в. Мухаммада Имина Хиркати к вопросу
изучения творческого наследия ХиркатиСтраница 1
Целенаправленное и углубленное изучение многовековой истории уйгурской письменной литературы берет начало с 50-х годов прошлого столетия. Найденные на территории Восточного Туркестана (Синцзянь-Уйгурского автономного района КНР) и Средней Азии многочисленные письменные памятники привлекли не только уйгурских ученых, но и зарубежных исследователей. В периодической печати и научных трудах регулярно стали появляться отрывки, иногда и целые рукописные произведения: известных и неизвестных еще уйгурских, узбекских, персидско-таджикских авторов разных периодов истории.
Интерес к письменной литературе уйгуров, к его богатому фольклорному наследию у ученых разных континентов и времен появился еще в XIX веке, когда одна за другой организовались целые научные экспедиции на районы Центральной Азии, где веками и рука об руку обитали тюркские народы, поражавшие своими древними культурами, богатыми национальными традициями. Велика заслуга таких крупных ученых, как СЕ. Малова, В.В.Радлова, Н.Ф.Катанова, Н.Н.Пантусова, занимавшихся в свое время сбором и публикацией очень полезных для нынешних поколений материалов письменной литературы. Также в этом направлении не остались вне кругозора научные исследования А.К.Боровкова, Л.Ю.Тугушевой, С.Г.Кляшторного, Е.Э.Бертельса, И.В.Стеблевой, Э.Р.Тенишева, В.В.Бартольда, Р.Р.Арата, Дж.Хамилтона и многих других. Все это стало ярким примером для всех остальных. Особым усердием и интересом работали и уйгурские ученые СУАР КНР, Казахстана, Узбекистана, исследователи других стран. На протяжении полувека была сделана огромная работа по систематизации, опубликованию целого ряда письменных памятников, относящихся к разным эпохам и истокам. Здесь особо следует отметить работы таких ученых как, У.Мамамтахунов ("Классики уйгурской литературы", 1960), Ю.Мухлисов ("Века и произведения", 1973), М.Хамраев ("История, теория, мастерство", 1964; "Веков неумерающее слово", 1969; "Пламя жизни", 1988), С.Моллаудов ("Жизнь и творчество Билала Назима", 1976; "Уйгурская литература XVIII века", 1990), Д.Рузиева (Дастаны и мухаммасы, 1972), Б.Аршидинов ("Жанр дастана в творчестве уйгурских классиков", 1988), а также научные сборники трудов: "Вопросы уйгурской филологии" (1961), "Эхо веков" (1963), "К вопросам традиции и новаторства в уйгурской литературе" (1970), "Жанры в уйгурской литературе и фольклоре" (1980), "Актуальные проблемы советского уйгуроведения" (1983), "Краткая история уйгурской литературы" (1983) и. т. д.
Исследование истории уйгурской письменной литературы, занимающей свое немаловажное место среди тюркоязычных литератур, остается актуальным и сегодня. Немало сделано на данный момент в уйгурском литературоведении в изучении творческого наследия Юсуфа Хае Хаджипа Баласагуни, Ахмата Югнаки, Насретдина Рабгузи, Алишера Навои, Абдурахима Низари, Билала Назима. Определенная работа проводилась по творчеству таких мастеров слова, как Мухаммад Хиркати, Мухаммад Харабати, Мухаммад Залили, Навбати, Норузахун Зияй, Сейид Мухаммад Каши, Молла Шакир и многих других, которые оставили глубокий след в истории уйгурской литературы своими великими и заслуживающими особого уважения эпическими произведениями, изящными газелями, рубай, мухаммасами. Они несмотря на сложность социально-политической обстановки своего времени, добились творческих достижений в развитии и обогащении национальной литературы, сумели выразить чаяния, стремления простого народа. Ведь они были, в первую очередь, изъявителями его воли, его защитниками, а их труды стали духовным достоянием народа. Мухаммад Имин Хиркати, один из вышеназванных поэтов, жил и творил на стыке XVII - XVIII веков.
Похожие статьи:
Юмор и сатира в произведениях Н.В.Гоголя
Дать понять о юморе и остроумии рассказов Гоголя из малорусской жизни, не приводя из них целых страниц, было бы совершенно невозможно. Это — добросердечный смех человека молодого, наслаждающегося полнотой жизни, который сам не может удер ...
Имморалистические идеи в «Тяжёлых снах» Федора Сологуба
Уже в первом своём большом прозаическом произведении – в романе «Тяжелые сны», Федор Сологуб выражает своё миросозерцание именно через призму имморализма, подражая традиции Ф. М. Достоевского, реализованной в романе «Преступление и наказа ...
Природа норм литературного языка
Норма языковая - принятые в общественно-речевой практике образованных людей правила произношения, грамматические и другие языковые средства, правила словоупотребления. Литературная норма складывается как результат социально-исторического ...