Разделы


Заключение

Материалы » Нос как признак героя-трикстера в произведениях Н.В. Гоголя » Заключение

Рассмотрев загадку повести «Нос» и ряда других произведений Гоголя в новом, мифологическом ракурсе, мы увидели множество, казалось бы незаметных деталей – таких, как гипертрофированный нос у ряда персонажей; также мы узнали, что символ и детали у Гоголя имеют огромное значение, равно как и мифологическое восприятие мира Гоголем.

Мы заметили схожесть некоторых сюжетов Гоголя с кукольным театром и мифами! Например: сцена, когда проигравший Ноздрев пытается продать Чичикову разный хлам; похожее мы видим и в кукольном театре – там Петрушке (как мы замечали ранее он имеет схожие черты с такими персонажами Гоголя, как Чичиков, Ноздрев и другие) цыган пытается продать старую лошадь и другие вещи, и в итоге они дерутся (также и у Гоголя – Ноздрев попадает на Чичикова). Мы увидели схожесть и другого сюжета – Гоголя нос сбегает от Ковалева, а у древнего бога Трикстера то же проделывает фаллос (мы уже упоминали этот миф).

Как мы писали, у Гоголя можно выделить четырех явных трикстеров: Ноздрев, Чичиков, Шиллер и Нос (или Ковалев?!). В произведениях Гоголя нос имеет ряд функций. Во-первых: обозначение мужского начала и силы духа (например, «марсовость и воинственность» Чичикова), во-вторых: асоциальность образа героя (на фоне «других» персонажей «Мертвых душ» Ноздрев и Чичиков ярко выраженные» асоциальные типы»), в-третьих: необузданная сексуальность (например, Ковалева). Особенно заметна главенствующая роль носа в произведениях Гоголя «Мертвые души» и «Нос».

Но главная особенность нашей работы в том, что мы рассмотрели эту проблему в совершенно ином ракурсе – немного, казалось бы абсурдным, но интересном – мы рассмотрели ее через призму мифологического мышления.

Похожие статьи:

Особенности языка и стиха
В стремлении приблизить языковой строй трагедии к строю бытовой, разговорной речи Пушкин решает заменить традиционный для трагедии классицизма шестистопный рифмованный стих пятистопным «белым», то есть нерифмованным, стихом. Начавшийся у ...

Сонет в поэзии Плеяды.
Поэзия Плеяды – это поэзия соревнования, соревнования в поэтическом мастерстве, соревнования с древними и итальянцами. Соревнование с Италией в области высокой поэзии требовало освоения петраркисткой лирики и главнейшего ее стихотворного ...

Основной романтический конфликт – это столкновение добра и зла, на этом основан принцип двоемирия. Каков конфликт этой сказки? Подтвердите свою мысль примерами.
Конфликт является главным двигателем в любом произведении. Однако у Гофмана он приобретает особое значение. Столкновение добра и зла – конфликт универсальный и вечный, лежащий в основе любой формы осмысления мироздания. В «Крошке Цахесе» ...