Деньги как реалии жизни в романе А. И. Гончарова "Обыкновенная история"
Нечистая сила, сундуки с золотом, безумная страсть к накоплению, безжалостные ростовщики — все эти мотивы, закрепившись в литературе, со временем теряли свою новизну и уже не могли не восприниматься как условные. Неизбежно должно было произойти то, о чем писал теоретик: « .замена старых, заметных, условностей новыми, еще не замечаемыми как литературный шаблон»[6]. Тема денежных отношений требовала новых, правдоподобных деталей и мотивировок введения в литературное произведение внелитературного материала.
В этом смысле интересен первый роман А. И. Гончарова «Обыкновенная история». В котором тема денег играет важную роль, но воспринимается как реалия, а не сказочная условность, царящая в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». У Гончарова этот мотив тесно связан с основной темой романа, понимаемой как процесс духовного, «социально-психологического превращения» «дворянина-романтика в бюрократического дельца». Эта тема не была новой для русской литературы 40-х годов: об этом писали А.И. Герцен, В.Г. Белинский, но в «Обыкновенной истории» она прозвучала особенно убедительно. Здесь только одна сюжетная линия. Особую роль
играют диалоги дяди и племянника, перемежающиеся различными событиями, подтверждающими правоту дяди. Звучащий в этих эпизодах мотив денег обеспечивает единство
темы «практической философии». В художественном мире романа Гончарова каждая вещь имеет свою цену: от огурцов по сорок копеек десяток до приданого в триста тысяч рублей. Тема денег, переплетаясь со множеством других мотивов, вливается в общую картину жизни в деревне и в столице периода 1830—1843 гг. Представление о значимости денег различает «романтика» и «человека практичного» -- племянника и дядю Адуевых. Это один из основных предметов их диалогов. Разговор о них пронизывает весь роман, действие которого развивается в основном в диалогах. В диалогах не только характеризуются персонажи, но полемически заостряется разница их взглядов на вещи, обнаруживается основное противоречие.
Тема денег звучит в романе в «ударных позициях» - в начале и в конце. В первую встречу в начале романа дядя предупреждает племянника, что не надо просить денег: «Матушка просила снабжать тебя деньгами . Знаешь, .не проси у меня их: это всегда нарушает доброе согласие между порядочными людьми».
Кончается роман тем, что дядя с радостью одалживает Александру довольно крупную сумму, признавая его жизненный успех.
Не менее важен мотив денег в характеристике второстепенных персонажей. Речь матушки Александра Адуева, на первый взгляд, алогична: "Погляди-ка, какой красотой Бог одел поля наши! Вон с тех полей одной ржи до пятисот четвертей соберем .А лес-то, лес как разросся! Подумаешь, как велика премудрость Божия! Дровец с своего участка мало-мало на тысячу продадим". На самом деле здесь не смешиваются премудрость Божия и стоимость дров, красота полей — с объемом урожая. Все в мире устроено для человека, радует его глаз и душу, утоляет потребности — так угодно Создателю. Более того, старушка полагает, что и во всех мелочных человеческих делах царит воля Божия, и обещает сыну: «Вымолю тебе и здоровье, и чинов, и крестов, и небесных и земных благ. .Береги деньги . Трать с толком. От них, проклятых, всякое добро и всякое зло. Ты будешь аккуратно получать от меня 2500 рублей в год. .Не шутка!». Однако в ее наказах сыну практицизма больше, чем бескорыстного простодушия: «Не трать денег по-пустому, много не давай (нищим). .Они пропьют, да над тобой же насмеются». Деньги в романе — это и «пробный камень» человеческих отношений. То, что обижает Александра, вызывает уважение у дяди. «Практическая философия» Петра Адуева основывается на том, что деньги, материальные блага являются основным мотивом человеческих поступков. Деньги для расчетливого, трезво глядящего на жизнь человека — мера всех вещей, уровнем оплаты определяется и отношение к работе. Петр Адуев, отсылая от своего имени статью Александра, делает приписку: « .если годится, то напечатайте в вашем журнале, разумеется, за деньги: вы знаете, я даром работать не люблю». Люди работают в первую очередь ради денег, считает Петр Адуев. Образ Петра Адуева дидактичен и тенденциозен. Гончаров ходом сюжета утверждает неизбежность победы его идеологии. Этот персонаж вызывает симпатии своей прямотой, что отмечала критика: « .он честен, благороден, не лицемер, не притворщик, на него можно положиться . Словом, это в полном смысле порядочный человек, каких, дай Бог, чтоб было больше»[7].
В романе «Обыкновенная история» Гончаров создал романтика, представления которого о жизни и людях почерпнуты из литературы. При этом литературное знание связывается с молодостью, жизненной неопытностью. Узнавание меркантильной стороны «жизни», воссозданной Гончаровым, заставляет героя усомниться в ценностях романтизма и со временем от них отказаться.
Похожие статьи:
Анализ ритмической организации стихотворения Марины Цветаевой «Ученик»
По холмам – круглым и смуглым,
Под лучом – сильным и пыльным,
Сапожком – робким и кротким –
За плащом – рдяным и рваным.
По пескам – жадным и ржавым,
Под лучом – жгучим и пьющим,
Сапожком – робким и кротким –
За плащом – следом и с ...
Комические персонажи в пьесе "Не в свои сани
не садись"
Островский наименее субъективный из русских писателей.
Для психоаналитика это был бы совершенно безнадежный случай. Его персонажи ни в коей мере не являются эманацией автора. Это подлинные отражения "других". Он не психолог, и ...
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может …»
Любовная лирика А. С. Пушкина составляет немалую часть всего поэтического наследия стихотворца. Есть в ней и строфы‑откровения, строфы – признания Пушкина в любви, и нежные послания, и четверостишия в альбом, и мимолетные зарисовки ...