Разделы


Стихия денег в произведениях Ф. М. Достоевского
Страница 1

Материалы » Тема денег в русской литературе » Стихия денег в произведениях Ф. М. Достоевского

В произведении Ф. М. Достоевского " Преступление и наказание" все герои романа, так или иначе, охвачены стихией денег, и эта стихия может выражаться в бедности или богатстве: Раскольников и его родные, его друг Разумихин, Мармеладовы очень бедны – страдают от голода и холода, подвержены мелочным страстям, азартным играм, спиртному. А вот помещик Свидригайлов богат, но его пороки не меньше, а даже больше, чем пороки бедняков. Развращенность и вседозволенность приводят его к самоубийству. А чем же лучше жизнь Лужина, желающего женится на сестре Раскольникова Дуне, который «…более всего на свете любил и ценил…, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его…»? Таким образом, Достоевский пытается подчеркнуть разрушительную силу денег, одинаково убивающих духовность человека и толкающих его на путь преступления.

В самом произведении бесчисленное множество раз упоминается слово «деньги» в диалогах и описаниях. Автор даже детально приводит описание количества монет, лежавших в кармане Раскольникова. Считать копейки и вечно зависеть от денег, думать о них – главная забота бедных и обездоленных. Перед каждым из героев, как и перед людьми реальными стоит дилемма: как выжить в мире бедности и унижения, не согрешив, не нарушив одну из Заповедей. Образ старухи – этот собирательный образ ростовщика, наживающегося на горе других. Всем в жизни старухи правят деньги, и их у нее боле, чем достаточно, в сущности, они и не нужны ей. Но она отбирает даже жалкие гроши у своей сводной сестры.

характер Раскольникова не однозначен, как и его судьба. В нем еще теплится добро и вера, он способен откликнуться и помочь другим, что хоть на мгновение возвращаем ему надежду. Власть денег разрушительная, но субъективна и человек может бороться с нею, имея на то желание и волю.

«Я вчера все деньги, которые вы мне прислали, отдал . его жене . на похороны. Теперь вдова, чахоточная, жалкая женщина . трое маленьких сирот, голодные . в доме пусто . и еще одна дочь есть . Может быть, вы бы и сами отдали, кабы видели . Я, впрочем, права не имел никакого, сознаюсь, особенно зная, как вам самим эти деньги достались. Чтобы помогать, надо сначала право такое иметь…».

Сам Раскольников постоянно нуждается в деньгах. Как только он получает некоторую сумму, он сразу же раздает ее. В тексте романа тщательно описывается каждый акт милосердия Раскольникова. Но именно без денег, и даже малого призрака их власти и разрушительной силы, на каторге в атмосфере лишений и страданий Раскольников все же кается и обращается к вечным ценностям, способным излечить его душу. Ему помогает любовь Сони, которая, как и он, вырвалась из стихии денег.

Уход из-под власти денег делает главного героя свободным от его обманчивых, антигуманных теорий. Смысл его жизнь это любовь, вера и честная работа, благодаря которой он, возможно, и не станет богатым, но сможет не умереть с голоду и жить с любимой женщиной.

В мире сентиментальной условности и преувеличенной чувствительности, в повести «Бедные люди», тема денег как внелитературный материал, имеющий реальное значение вне рамок художественного вымысла. По традиции бедность изображается в убожестве жилища, одеяния и пропитания. Макар Девушкин живет в кухне дома, где «чижики так и мрут . не живут в нашем воздухе», вообще это «Ноев ковчег». У него не остается денег на еду: хозяйка то и дело «обед совсем отказывается давать». Для Макара «полфунтика табачку» — роскошь и наслаждение. Варвара вспоминает о том, как богатая родственница «за столом каждый кусок, который мы брали, следила глазами». Стараясь обеспечить девушку самым необходимым, Макар Девушкин оказывается в долгах, постигает все унижения последней бедности. Деньги в художественном мире – указание и обозначение намерений, средство достижения целей. Так, Варвара пишет: «Вы дали хозяйке два рубля серебром; это очень хорошо; она замолчит теперь на время». Деньги, которые хочет оставить Варваре незнакомый господин пожилых лет» «под каким-то страниц предлогом», указывают на его неблаговидные намерения. Деньги играют важную роль в композиции повести, организованной в форме переписки, что дает возможность автору, но только показать разницу, но и подчеркнуть сходство взглядом сорокасемилетнего Макара и девятнадцатилетней Варвары на житейские проблемы. Мотив денег проходит сквозь переписку соединяющей нитью и связан со временем написания писем. Чем дольше длится переписка, т.е. чем дольше помогает Макар бедной девушке, тем меньше у него денег.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Проблема выбора термина для названия форм цветообозначения в языке.
В современной лингвистической науке языковеды используют различные термины для обозначения слов и выражений со значением цветовых оттенков. В связи с этим проблема выбора термина для лексических единиц с цветовым значением становится все ...

Динамическая теория нормы.
В прошлом норма литературного языка часто рассматривалась как некое статическое понятие. Для этого существовали известные основания. Литературный язык соединяет поколения, и поэтому его нормы, обеспечивающие преемственность культурно-язык ...

Почему Печорин – герой того времени?
Вообще, для того, чтобы решить, почему Григорий Александрович является героем своего времени, надо наиболее подробно познакомиться с тем обществом, с тем окружением, в котором ему приходилось жить и существовать. Именно Лермонтов впервые ...