ЗаключениеСтраница 2
С развитием психологизма в литературе тема денег звучит в характеристике персонажей, обозначая преимущественно такие негативные качества, как расчетливость, корысть, скупость, переходящие в «неодолимую жажду стяжания», провоцирующие преступные деяния.
В сюжете деньги, состояние, наследство, приданое и т.д. часто составляют истинную или ложную мотивировку поступков, обусловливают расстановку персонажей. Противоречие меркантильных причин причинам идеологическим, этическим, эстетическим углубляет основной конфликт и создает основу для неоднозначного прочтения произведения. Введение мотива денег (наличия или отсутствия жизненно необходимой суммы) драматизирует сюжетные ситуации. Внезапно появившиеся (или исчезнувшие) деньги являются характерным сюжетным приемом разрешения ситуаций даже в произведениях признанных реалистов.
Разнообразные функции выполняет мотив денег в композиции: мотивирует завязку и кульминационные моменты, связывает фрагменты, окаймляет начало и конец, подчеркивая завершенность построения произведения.
[1] Городецкий Б.П. Драматургия Пушкина. М.; Л., 1953. С. 271. 273. 275.
[2] Там же. С 276.
[3] Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. М., 1959. С. 331.
[4] В трагедии И.В. Гёте «Фауст» использован сюжет народных книг о сделках с чертом.
[5] См. например: Машинский С. Художественный мир Гоголя. С. 282.
[6] Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 2000. С. 193.
[7] Белинский В. Г. Полн. Собр. Соч. Т. 11. С. 121.
Похожие статьи:
Фамусов и Молчалин в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
«Горе от ума» – величайшее произведение русской и мировой литературы, которое занимает видное место в отечественной драматургии наряду с такими произведениями, как «Недоросль» Фонвизина, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя, «Маскарад» Лермонтов ...
Островский
Александр Николаевич Островский (1823—1886)—исключительная фигура на фоне литературы XIX в. На Западе до появления Ибсена не было ни одного драматурга, которого можно было бы поставить в один ряд с ним. В жизни купечества, темного и невеж ...
Пути творческого поиска поэта
Искусство символизма много дало Пастернаку, в первую очередь Блок и Андрей Белый (Белый, по-видимому, больше как прозаик). В каком-то отношении Пастернак вообще, на протяжении всего своего пути, был ближе к символизму, чем другие наши п ...