Разделы


История изучения мотива природных стихий в творчестве Д. Хармса

Материалы » Мотив природных стихий в творчестве Даниила Хармса » История изучения мотива природных стихий в творчестве Д. Хармса

Объектом нашего исследования в большинстве своем являются стихотворные тексты Д. Хармса, написанные им в период с 1925 по 1938 гг. Этот период характеризовался творческим подъемом, развитием и формированием важнейших идей философии Хармса. Разрабатываются основные типы героев произведений: Философ-Художник, Чудак-Чудотворец, Правитель-Сверхчеловек-Недочеловек, Обыватель3, рождаются основные мотивы.

К изучению мотива природных стихий побуждает такой стихотворный материал, как «Вода и Хню», «Два студента бродили в лесу», «Берег и я», «А ну-ка покажи мне руку», «От знаков миг», «Ходит путник в час полночный», «Лес качает вершинами», «Я долго думал об орлах», «Берег правый межнародный», «Жизнь человека на ветру», «Полёт в небеса», «Нева течет вдоль Академии», «Тюльпанов среди хореев» и т. д. Это стихи философского содержания, лирический герой которых — незаурядный человек, связанный с природой неразрывно.

Мы используем дневниковые записи Хармса, раскрывающие самые сокровенные мысли автора. Поэтому при прочтении дневников Хармса читатель погруженется в мир художественного произведения, где изложение идет от первого лица, прослеживается судьба главного героя и его отношение к людям, литературным, музыкальным произведениям, жизненным явлениям, с которыми он сталкивается.

Такие стихотворения, например, как «От знаков миг», «Тюльпанов среди хореев» раскрывают идеи Хармса, связанные со стихией Земли. Мы видим сходство этих идей: Земля питает все живое, но и не отпускает от себя. Знаковым по своей природе выступает образ няни (в стихотворении «Тюльпанов среди хореев»). Ее основная функция – подпитывать корни цветку, давать ему живительную силу. А наличие рядом с человеком няни низводит его способности до минимума, лишая тем самым его самостоятельности. Образ няни сопоставляется с мотивом природной стихии земли.

Стихия воды появляется во многих произведениях Хармса не только в качестве непосредственно природной силы («Нева течет вдоль Академии», «Месть», дневниковые записи), но и в качестве героя, взаимодействующего, разговаривающего с человеком, но оказывающегося все равно выше проблем людей («Вода и Хню», «Берег и я»).

Связь человека со стихией воздуха, его устремленность в небо подтверждается рядом текстов Д. Хармса, где герои изображаются парящими, способными летать («Жизнь человека на ветру», «От знаков миг», «Полет в небеса»).

А.Б. Устинова4 в комментарии к стихам Д. Хармса указала, что «одним из основополагающих мотивов в лирике Хармса конца 1920-х гг. становится мотив полета». В детском стихотворении «Уж я бегал, бегал, бегал…» герою надоедает сидеть, и он взлетает в небо без особых усилий: «Разбежался я, подпрыгнул, крикнул: Эй! Ногами дрыгнул. Давай ручками махать, давай прыгать и скакать. Меня сокол охраняет, сзади ветер подгоняет, снизу реки и леса, сверху тучи-небеса».

Самая загадочная и наивысшая по силе стихия в размышлениях Хармса — огненная. В дневниковых записях Хармс создает классификацию гениальных людей на огненных и водяных. Люди, приближенные к стихии огня, наиболее талантливы. В стихотворении «Лес качает вершинами» огонь предстает перед нами единственной стихией, независимой ни от какой более силы.

Мы разбираем тексты стихотворений Хармса «Берег и я», «От знаков миг», «Лес качает вершинами», поэмы «Месть». Все выбранные мною стихотворения созданы автором в 1930 — 1933 годах. Это был тяжелейший период в жизни Хармса. Настал окончательный разрыв с его первой женой Эстер Александровной Русаковой5, в 1931 году ОБЭРИУ6 распалось, Хармса арестовали. По его произведением можно понять, что он то погружался в глубокий духовный кризис, то поднимался до вершин своей философии. В этот период рождаются произведения, выбранные нами для анализа. Объединяющий их мотив природных стихий показывает, что автор в тот момент своей жизни стремился как можно сильнее приблизиться к не поддающимся пониманию силам и оказаться духовно выше окружающей его действительности.

Похожие статьи:

Анализ речевой структуры комплимента. Анализ результатов анкетирования.
С целью проверить выдвинутую нами гипотезу, мы разработали анкету, статистические результаты которой обобщены в диаграммах (См. Приложение). Наблюдая за процессом анкетирования, мы обратили внимание на то, что при выборе ответов решающу ...

Введение.
О значении фигуры Ломоносова для русской культуры в целом и литературы в частности, пожалуй, уже все сказано и не раз. Но чтобы придерживаться известного формата работы, видимо, стоит повторить общеизвестные факты. ...

Почему Онегин обречен на одиночество? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование как будто оборвано на половине. Вызвано это скорее всего тем, что Пушкин в своем романе ставит принципиа ...