"Новая дорога" жизни крестьянства: антикапиталистические тенденцииСтраница 2
В рассказе "Новая дорога" есть такие строки: "Новую дорогу мрачно обступили леса и как бы говорят ей:
- Иди, иди, мы расступаемся перед тобой. Но неужели ты снова только и сделаешь, что к нищете людей прибавишь нищету природы?" (2, 227)
Прокладывание железных дорог было, одной из важных примет наступления русской буржуазии. В пьесе "Варвары" Горький драматически изобразил, как уже с приходом первых разведчиков молодого русского капитализма - инеженеров в глухие провинциальные места начинается их разлагающее воздействие, предвещая новое закабаление. В отрицательном взгляде на варваров Бунин в какой-то степени близок к Горькому, но он не видит дальше эры господства капиталистических отношений.
Итак, "новые" люди прокладывают себе "новую дорогу" - дорогу русской буржуазии. Но различные политические течения, сложившиеся на рубеже веков в России, представляются Бунину утопическими. Закономерности историко-общественного развития видятся больше в мрачных красках. Современник Бунина, А.Куприн уже в 1896 году увидел в капитализме чудовище, нещадно пожирающее жизни людей труда (повесть "Молох"). Бунин видел, что жизнь меняется, и не мог согласовать в своей душе осаждавшие его противоречивые чувства. Он приветствовал приход в глухомань промышленности и техники; но, лишенный социальной перспективы, боялся, что, вторгнувшись в леса и на поля, машины изуродуют их, не украсят, а, напротив, разрушат. Со стуком колес поезда врывается в глухие места промышленно-купеческая рать, и леса отвечают невнятному перестуку колес: "Болтайте, болтайте! - важно и задумчиво говорят им угрюмые и высокие чащи сосен. - Мы расступаемся, но что-то несете вы в наш тихий край?" (2, 228) А затем и писатель присоединяет свой голос к голосу природы и говорит уже более определенно: "Гляжу я на этот молодой замученный народ . на великую пустыню России медленно сходит долгая и молчаливая ночь . Как прекрасна, как девственно богата эта страна! И какая жуткая даль!" (2, 228-229) Бунин построил теорию о народе как о темной силе, неуправляемой, которая будучи предоставлена сама себе грозит выбросить внезапные протуберанцы жестоких "бунтов". "Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, в другом - чудь, меря. Но и в том и в другом есть страшная переменчивость настроений, обликов, "шаткость", как говорили в старину. Народ сам сказал про себя: "Из нас, как из дерева, - дубина, и икона, - в зависимости от обстоятельств, от того, кто это дерево обрабатывает…"61
Автор не осознавал, во имя чего будут трудиться эти новые люди. "Новая дорога идет как завоеватель, решивший во что бы то ни стало расчистить лесные чащи, скрывающие жизнь в своей вековой тишине". (2, 228) Долгий свисток, который дает поезд, проходя перед городом по мосту над лесной речкой, "как бы извещает обитателей этих мест об этом нашествии". (2, 229) А они с покорно-пассивным лицом лишь отвечают: "Делайте, как знаете, - нам податься некуда. А что из этого выйдем - мы знаем". (2, 228) И автор признает свое бессилие перед лицом страшных контрастов своей непонятной страны, богатства ее природы и бедности народа: "Она (Россия) бесконечно велика, и мне ли разобраться в ее печалях, мне ли помочь им?" - скорбно вопрошает он.
Для писателя капитализм - жестокая, необоримая сила, несущая с собой смерть прежнему укладу, связанному в представлении Бунина с дворянской усадьбой, Слабеет критическое отношение к темным сторонам прошлого, укрепляется мысль о единении крестьян и помещиков, чьи судьбы одинаково, по мнению Бунина, поставлены под удар растущим капитализмом. Антикапиталистическая тенденция рассказа "Новая дорога" подпитывается раздумьями автора о патриархальной Руси, ее величавой природе как источнике пополнения духовных сил народа: "Необыкновенно приятно смотреть на мелькающий в воздухе снег: настоящей Русью пахнет!". (2, 224). Новая дорога все дальше уводит "в новый, еще неизвестный . край России",- и от этого автор чувствует "всю красоту и всю глубокую печаль русского пейзажа, как нераздельно связанного с русской жизнью". (2, 227)
Похожие статьи:
Характеристика романтизма
Специфической для романтического искусства является проблема двоемирия. Двоемирие — т. е. сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров — организующий, конструирующий принцип романтической художественно-образной моде ...
Общие теоретические основы поэзии Плеяды.
Впервые основные принципы поэзии в понимании поэтов Плеяды были изложены в манифесте, написанном Жоашеном Дю Белле. Манифест назывался “Защита и прославление французского языка”. Андре Берри пишет, что труд этот получил королевскую приви ...
Концептуальные сходство и различия между новеллой Ги де Мопассана «Пышка» и
пьесой Леонида Филатова «Дилижанс». Сопоставительный
анализ по основным литературным аспектам
«Каждый пишет, как он слышит.
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить…»
Б. Окуджава
Миниатюрная по объёму, легкая, с романтически-печальными интонациями новелла Ги де Мопассана «Пышка», предназначе ...