Разделы


Общая характеристика безличных предложений
Страница 1

Материалы » Безличные предложения в произведениях М.Ю. Лермонтова » Общая характеристика безличных предложений

Безличные предложения– предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Сказуемое в безличном предложении выражается чаще всего безличным глаголом, личной формой безличного глагола, неопределённой формой и др.

Безличные предложения– разнообразная и наиболее употребительная группа односоставных предложений. По сравнению с определённо-личными, неопределённо-личными предложениями безличные гораздо более много-образны по грамматической структуре и по своим смыс-ловым возможностям. Особенностью таких предложений, как мы уже знаем, является отсутствие в них подлежащего.

В месте с тем все разновидности безличных предложений характеризуются и некоторыми общими особенностями в выражении главного члена, и общими чертами грам-матической смысловой стороны слов.

Довольно часто специфика безличности создаётся не тем, что в предложении нельзя вставить название деятеля (под-лежащее), тем, что надо изобразить действие в отрыве от деятеля, как возникающее и существующее независимо от него.

Например: Я думаю об этом постоянно.

Мне вздумалось

завернуть под навес.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

В первом предложении я – активный производитель дей-ствия, от его воли и желания зависит наличие действия. Во втором предложении действие возникает и существует не-зависимо от деятеля.

Для выражения главного члена безличных предложений характерно использование безличных форм третьего лица единственного числа или среднего рода. В этих формах употребляются знаменательные и связочные глаголы, стра-дательные причастия. Форму, внешне совпадающую с кра-ткими прилагательными среднего рода, имеют обычно и слова категории состояния, широко употребляемые в качестве главного члена безличных предложений.

Например: Меня терзало

судорожной болью.

М.Ю. Лермонтов «Ночь»

Структурные изменения главного члена (его спрягаемой глагольной части) могут затрагиваться в безличных предло-жениях только наклонение и время.

Например: Ему следует подумать –

Ему следовало подумать –

Ему следовало бы подумать.

Как видно из примера формы лица, рода и числа здесь неизменны. Невозможны первое второе лицо; мужской и женский род; множественное число.

Определяющей особенностью грамматического смысла безличных предложений является значение стихийности, непроизвольности выражаемого действия или состояния. Оно проявляется в самых различных случаях – когда выра-жается:

- действие (Лодку сносит

к югу);

- состояние человека или животного (Ему холодно

);

- состояние окружающей среды (Тянет

свежестью);

- состояние дел (Нельзя откладывать

работу);

- состояние развивающихся событий (Пришлось ехать

).

Не менее важной и характерной является другая особен-ность безличных предложений. Выражаемый в них признак чаще всего является результатом действия неопределённой совокупности стихийных сил или объективных обстоятельств. Поэтому самим употреблением данного вида предложения подчёркивается, что признак этот не имеет прямой связи с каким-либо отдельным субъектом. Такие безличные предложения передают этот признак, как сугубо временный и присущий ситуации в целом, а не отдельному предмету. Обе эти особенности выявляются при сопоста-влении безличных предложений с двусоставными.

Например: Душно стало

в сакле, и я вышел на воздух

освежиться.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Если сообщается о действии (об активном воздействии на объект), то в безличном предложении оно обозначается как лишённое какого-либо субъекта - производителя действия.

Например: Надо было

на что-то решиться.

М.Ю. Лермонтов «Штосс»

Безличная форма используется в тех случаях, когда надо обратить внимание на действие, усилить его.

Например: И слышно было

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Синтаксические нормы. Причины изменения синтаксических норм
Синтаксические нормы связаны с правилами построения словосочетаний и предложений. Здесь сравнительно широко распространены варианты, отражающие борьбу между традицией и новыми явлениями, которые порождает живая устная речь. Как и при варь ...

Литота
Гиперболой «наоборот» можно назвать литоту (греч. Litotej - малость, умеренность) – нарочитое преуменьшение или смягчение свойств, признаков, значений каких- либо предметов, явлений с целью усиления эмоционального воздействия, в частности ...

Новая эпоха в русской литературе на рубеже XIX-XX веков. Задачи перед русской литературой
Начавшийся в России на рубеже двух веков третий, пролетарский период русского освободительного движения обусловил принципиально новый этап развития русской литературы. В эти годы перед русской социал-демократией встали задачи, какие еще н ...