Общая характеристика безличных предложенийСтраница 1
Безличные предложения– предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Сказуемое в безличном предложении выражается чаще всего безличным глаголом, личной формой безличного глагола, неопределённой формой и др.
Безличные предложения– разнообразная и наиболее употребительная группа односоставных предложений. По сравнению с определённо-личными, неопределённо-личными предложениями безличные гораздо более много-образны по грамматической структуре и по своим смыс-ловым возможностям. Особенностью таких предложений, как мы уже знаем, является отсутствие в них подлежащего.
В месте с тем все разновидности безличных предложений характеризуются и некоторыми общими особенностями в выражении главного члена, и общими чертами грам-матической смысловой стороны слов.
Довольно часто специфика безличности создаётся не тем, что в предложении нельзя вставить название деятеля (под-лежащее), тем, что надо изобразить действие в отрыве от деятеля, как возникающее и существующее независимо от него.
Например: Я думаю об этом постоянно.
Мне вздумалось
завернуть под навес.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
В первом предложении я – активный производитель дей-ствия, от его воли и желания зависит наличие действия. Во втором предложении действие возникает и существует не-зависимо от деятеля.
Для выражения главного члена безличных предложений характерно использование безличных форм третьего лица единственного числа или среднего рода. В этих формах употребляются знаменательные и связочные глаголы, стра-дательные причастия. Форму, внешне совпадающую с кра-ткими прилагательными среднего рода, имеют обычно и слова категории состояния, широко употребляемые в качестве главного члена безличных предложений.
Например: Меня терзало
судорожной болью.
М.Ю. Лермонтов «Ночь»
Структурные изменения главного члена (его спрягаемой глагольной части) могут затрагиваться в безличных предло-жениях только наклонение и время.
Например: Ему следует подумать –
Ему следовало подумать –
Ему следовало бы подумать.
Как видно из примера формы лица, рода и числа здесь неизменны. Невозможны первое второе лицо; мужской и женский род; множественное число.
Определяющей особенностью грамматического смысла безличных предложений является значение стихийности, непроизвольности выражаемого действия или состояния. Оно проявляется в самых различных случаях – когда выра-жается:
- действие (Лодку сносит
к югу);
- состояние человека или животного (Ему холодно
);
- состояние окружающей среды (Тянет
свежестью);
- состояние дел (Нельзя откладывать
работу);
- состояние развивающихся событий (Пришлось ехать
).
Не менее важной и характерной является другая особен-ность безличных предложений. Выражаемый в них признак чаще всего является результатом действия неопределённой совокупности стихийных сил или объективных обстоятельств. Поэтому самим употреблением данного вида предложения подчёркивается, что признак этот не имеет прямой связи с каким-либо отдельным субъектом. Такие безличные предложения передают этот признак, как сугубо временный и присущий ситуации в целом, а не отдельному предмету. Обе эти особенности выявляются при сопоста-влении безличных предложений с двусоставными.
Например: Душно стало
в сакле, и я вышел на воздух
освежиться.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Если сообщается о действии (об активном воздействии на объект), то в безличном предложении оно обозначается как лишённое какого-либо субъекта - производителя действия.
Например: Надо было
на что-то решиться.
М.Ю. Лермонтов «Штосс»
Безличная форма используется в тех случаях, когда надо обратить внимание на действие, усилить его.
Например: И слышно было
Похожие статьи:
Художественные средства и поэтические приемы «творчестве.
Разнообразны художественные средства стихов Хиркати. Немало среди них образов, традиционно идущих от классической поэзии Востока. Несмотря на то, что Хиркати и сам вносил много нового, однако не мог отойти от законов поэтики своего времен ...
Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа
М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Приличьем скрашенный пророк
Я смело предаю позору –
Неумолим я и жесток.
М.Ю. Лермонтов
Грушницкий – представитель целого разряда людей – по выражению Белинского, – имя нарицательное. Он из числа тех, которые, по мнению Лермонтова, но ...
Особенности ударения в русском языке
Нормы ударения, или акцентологические нормы нарушаются особенно часто. Это объясняется, во-первых, тем, что изменчивость норм приводит к неизбежному (хотя и временному) сосуществованию старого и нового вариантов, а это порождает колебания ...