Безличные предложения со сказуемым, выраженным сочетанием безличного глагола или категории состояния с инфинитивом
Безличные предложения рассматриваемой разновидности структурно очень разнообразны и вместе с тем характеризуются общим назначением. Они всегда выражают оценку объективных условий для осуществления того действия, которое названо инфинитивом. С помощью слов категории состояния или безличных глаголов с модальным значением реальные возможности для осуществления действия характеризуются в них очень многообразно.
Могут выражаться (складывающиеся под влиянием обстоятельств):
- возможность – невозможность, желательность – нежелательность, необходимость – отсутствие необходимости действия;
Например: Я лгал; но мне не хотелось
его бесить.
М.Ю. Лермонтов «Княжна Мери»
- целесообразность – нецелесообразность;
Например: Какая тоска! – воскликнул Жорж. – Надо ехать
.
М.Ю. Лермонтов «Княгиня Лиговская»
- лёгкость или трудность осуществления действия;
Например: Трудно было предугадать
его дальнейшие действия.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- связанные с действием положительные или отрицатель-ные, эмоциональное или физическое состояние, об-легчающее или затрудняющее реализацию действия;
Например: Разве у стариков нет сердца, разве нет в нём уголка, где кровь кипит и клокочет? А было бы тебе хорошо
.
М.Ю. Лермонтов «Вадим»
- временные и пространственные
условия, влияющие на реализацию действия.
Например: Давно уже не слышно было
ни звона колокольчика, ни стука колёс.
М.Ю. Лермонтов «Максим Максимыч»
При употреблении дополнения содержание безличных предложений конкретизируется, но вместе с тем становится гораздо более узким: условия реализации действия оцениваются в них не вообще, а по отношению к определённому лицу, которое затрагивают описываемые события.
Для того, чтобы отличить безличные предложения от двусоставных возьмём в пример одно предложение:
Я не хотел плакать –
Мне не хотелось плакать.
Определяющей особенностью таких предложений является значение непроизвольности выражаемого действия или состояния.
Похожие статьи:
Выводы
Язык в комедии стал свидетельством ярчайшего дарования Островского, чуткого к народной речи и воссоздавшего культурно-бытовой уровень определенной социально-психологической среды середины XIX века.
Человек в первых же произведениях драма ...
Фонетические средства выразительности в языке. Выразительные
возможности просодических средств языка
Просодия - это совокупность таких фонетических признаков, как тембр, темп, фразовые акценты, паузы, громкость речи, ритм и мелодия. Три просодических средства языка, воспринимаемые как высота тона, сила и длина звука, которым на акустичес ...
Война идей
Как и всякая гражданская война, Вторая мировая война была войной не танков, а идей.
Советские люди, Суворов и Сталин, одинаково придают громадное значение материальной стороне жизни. Количество и качество орудий и танков для них — основн ...