Безличные предложения со сказуемым, выраженным сочетанием безличного глагола или категории состояния с инфинитивом
Безличные предложения рассматриваемой разновидности структурно очень разнообразны и вместе с тем характеризуются общим назначением. Они всегда выражают оценку объективных условий для осуществления того действия, которое названо инфинитивом. С помощью слов категории состояния или безличных глаголов с модальным значением реальные возможности для осуществления действия характеризуются в них очень многообразно.
Могут выражаться (складывающиеся под влиянием обстоятельств):
- возможность – невозможность, желательность – нежелательность, необходимость – отсутствие необходимости действия;
Например: Я лгал; но мне не хотелось
его бесить.
М.Ю. Лермонтов «Княжна Мери»
- целесообразность – нецелесообразность;
Например: Какая тоска! – воскликнул Жорж. – Надо ехать
.
М.Ю. Лермонтов «Княгиня Лиговская»
- лёгкость или трудность осуществления действия;
Например: Трудно было предугадать
его дальнейшие действия.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- связанные с действием положительные или отрицатель-ные, эмоциональное или физическое состояние, об-легчающее или затрудняющее реализацию действия;
Например: Разве у стариков нет сердца, разве нет в нём уголка, где кровь кипит и клокочет? А было бы тебе хорошо
.
М.Ю. Лермонтов «Вадим»
- временные и пространственные
условия, влияющие на реализацию действия.
Например: Давно уже не слышно было
ни звона колокольчика, ни стука колёс.
М.Ю. Лермонтов «Максим Максимыч»
При употреблении дополнения содержание безличных предложений конкретизируется, но вместе с тем становится гораздо более узким: условия реализации действия оцениваются в них не вообще, а по отношению к определённому лицу, которое затрагивают описываемые события.
Для того, чтобы отличить безличные предложения от двусоставных возьмём в пример одно предложение:
Я не хотел плакать –
Мне не хотелось плакать.
Определяющей особенностью таких предложений является значение непроизвольности выражаемого действия или состояния.
Похожие статьи:
Особенности «комического» в эстетике эпохи Просвещения. Способы
воплощения «комического» в литературе
Прежде чем приступать к исследованию аспектов комического изображения женщин в конкретных литературных текстах, необходимо поговорить о теории сатиры. Во-первых, нужно определить, что такое «смех», какова его природа, его особенности. Сле ...
Влияние опыта мировой классики и современности на творчество Максима
Горького
Первый учитель Горького – В.Г. Короленко сразу же обратил внимание на какие-то новые, трудно поддающиеся определению особенности художественной манеры своего ученика. Он сказал Горькому о рассказе «Старуха Изергиль»: «Странная какая-то ве ...
Произведения-речи Александра Вертинского
О всех обиженных, усталых, позабытых
Напоминает миру песнь моя,
И много в ней людских мечтаний скрытых,
И много жалоб в книгу Бытия…
(Александр Вертинский)
В марте 2004 года исполнилось 115 лет со дня рождения Александра Николаевича ...