Разделы


Традиции Тютчева в лирике Зинаиды Гиппиус
Страница 2

Материалы » Традиции Тютчева в лирике Зинаиды Гиппиус

О совершенно новом качестве слова З. Гиппиус, поднявшегося до пророческой мощи, даёт весьма точное представление стихотворение 1905 года со странным названием «Оно»:

Ярко цокают копыта…

Что там видно у моста?

Всё затёрто, всё забыто,

В тайне мыслей пустота…

Только слушаю копыта, Детальная информация купить сэндвич панели с утеплителем здесь.

Шум и крики у моста.

Всё разбито, всё забыто,

Пейте новой вино!

Жадны звонкие копыта,

Будь что будет – всё равно!

Ст. «Оно», 1905)

Гиппиус здесь предчувствует революцию. Её страшит ужас власти, толпы, насилия. Прослеживаются в этом стихотворении и апокалиптические мотивы, которые Гиппиус будет развивать и в более поздней лирике.

Гиппиус прислушивалась к пророчеству Тютчева. Заглядывая в конец XX века, он пишет, что человек, лишённый верований, преданный на растерзание реальностям жизни, не может испытывать иного состояния, кроме непрекращающейся судороги бешенства. Его строки -

О Господи! и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

в отрыве от конкретных обстоятельств их написания является эпиграфом ко всему, что произошло в его стране после октября 1917-го. Тютчев предвидел характер русской революции. Революция для него «ужасный вихрь, в котором погибает мир», и всё рушиться, всё гибнет в этом общем воспламенении. Тютчев видел в революции «чистейший плод» западной мысли, реформации, утопии.

Нет веры к вымыслам чудесным,

Рассудок всё опустошил.

И покорив законам тесным

И воздух, и моря, и сушу,

Как пленников их обнажил;

Ту жизнь до дна он иссушил;

Что в дерево вливала душу

Давало тело бестелесным.

И Гиппиус, уже после первой мировой войны, категорически отказывается от битвы народов и государств:

В последний час, во тьме, в огне,

Пусть сердце не забудет:

Нет оправдания войне!

И никогда не будет.

И если это Божья длань –

Кровавая дорога, -

Мой дух пойдёт и с ним на брань,

Восстанет и не Бога.

(Ст. «Без оправданья», 1915)

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

Место малых жанров в творчестве Хиркити.
В уйгурском литературоведении малые стихотворные формы (газели, рубай, мухаммасы, месневы и т.д.) как вопросы их происхождения так и вопросы об их главных особенностях, предметом специального изучения не являлись. Единственно здесь можно ...

Аллегоризм притч А. Куприна
В 1896 году Александр Куприн пишет свою первую притчу «Собачье счастье», которая ставит важные вопросы о поведении человека, о том какие нравственные принципы должны руководить настоящими людьми, желающими «избавится от рабства» (24, 15). ...

Детство
Левушке не было тогда еще и двух лет, как он лишился матери, но духовный ее облик по рассказам близких людей Толстой бережно хранил всю жизнь. "Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным существом, что часто . я молился е ...