Традиции Тютчева в лирике Зинаиды ГиппиусСтраница 2
О совершенно новом качестве слова З. Гиппиус, поднявшегося до пророческой мощи, даёт весьма точное представление стихотворение 1905 года со странным названием «Оно»:
Ярко цокают копыта…
Что там видно у моста?
Всё затёрто, всё забыто,
В тайне мыслей пустота…
Только слушаю копыта, Детальная информация купить сэндвич панели с утеплителем здесь.
Шум и крики у моста.
Всё разбито, всё забыто,
Пейте новой вино!
Жадны звонкие копыта,
Будь что будет – всё равно!
Ст. «Оно», 1905)
Гиппиус здесь предчувствует революцию. Её страшит ужас власти, толпы, насилия. Прослеживаются в этом стихотворении и апокалиптические мотивы, которые Гиппиус будет развивать и в более поздней лирике.
Гиппиус прислушивалась к пророчеству Тютчева. Заглядывая в конец XX века, он пишет, что человек, лишённый верований, преданный на растерзание реальностям жизни, не может испытывать иного состояния, кроме непрекращающейся судороги бешенства. Его строки -
О Господи! и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…
в отрыве от конкретных обстоятельств их написания является эпиграфом ко всему, что произошло в его стране после октября 1917-го. Тютчев предвидел характер русской революции. Революция для него «ужасный вихрь, в котором погибает мир», и всё рушиться, всё гибнет в этом общем воспламенении. Тютчев видел в революции «чистейший плод» западной мысли, реформации, утопии.
Нет веры к вымыслам чудесным,
Рассудок всё опустошил.
И покорив законам тесным
И воздух, и моря, и сушу,
Как пленников их обнажил;
Ту жизнь до дна он иссушил;
Что в дерево вливала душу
Давало тело бестелесным.
И Гиппиус, уже после первой мировой войны, категорически отказывается от битвы народов и государств:
В последний час, во тьме, в огне,
Пусть сердце не забудет:
Нет оправдания войне!
И никогда не будет.
И если это Божья длань –
Кровавая дорога, -
Мой дух пойдёт и с ним на брань,
Восстанет и не Бога.
(Ст. «Без оправданья», 1915)
Похожие статьи:
Место малых жанров в творчестве Хиркити.
В уйгурском литературоведении малые стихотворные формы (газели, рубай, мухаммасы, месневы и т.д.) как вопросы их происхождения так и вопросы об их главных особенностях, предметом специального изучения не являлись. Единственно здесь можно ...
Аллегоризм притч А. Куприна
В 1896 году Александр Куприн пишет свою первую притчу «Собачье счастье», которая ставит важные вопросы о поведении человека, о том какие нравственные принципы должны руководить настоящими людьми, желающими «избавится от рабства» (24, 15). ...
Детство
Левушке не было тогда еще и двух лет, как он лишился матери, но духовный ее облик по рассказам близких людей Толстой бережно хранил всю жизнь. "Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным существом, что часто . я молился е ...