Разделы


Введение
Страница 2

Материалы » Анализ проблематики и выявление основных особенностей публицистических статей В.Г. Распутина рубежа ХХ–ХХI вв. » Введение

В последние десятилетия вокруг русской идеи появляется множество рассуждений разного характера. Как отмечают исследователи, в национальном сознании в России конца ХХ века происходит "мировоззренческое разъединение общественного мнения, которое нашло свое отражение и в литературной среде, выразившись в размежевании писателей и публицистов по общественно-политическим и идеологическим вопросам. Сторонники демократических преобразований в стране видят общественный идеал в западной цивилизации и считают необходимым для России "догнать" цивилизованный мир путем реформ и кардинальных изменений в обществе" [47; 56]. В этом лагере И.В. Попова выделяет как минимум три фракции:

1) воинствующий либерал-космополитизм (Б. Сарнов, Б. Хазанов, А. Янов);

2) интернационал-большевизм;

3) "христианский космополитизм" (неофиты).

Автор не утруждает себя расшифровкой этих понятий, и мы можем предположить, что это жупелы политической борьбы.

Этому лагерю принято противопоставлять современное почвенничество, делающее акцент на особенностях развития России, сохранении ее традиционных ценностей. У почвенников фракции следующие:

1) сторонники правого государства на основе христианских традиций (А. Солженицын и его единомышленники);

2) национал-большевизм (группирующиеся вокруг А. Проханова, редакций журнала "Молодая гвардия" и газеты "Завтра");

3) почвенничество, распространенное в среде националистически настроенной творческой интеллигенции.

Под почвенничеством в общественно-политических позициях писателей и публицистов подразумевается приоритетное сочетание национальных и христианских традиций. Почвенники XIX века "придерживались идеи о "национальной почве" как основе социального и духовного развития России…как единственно возможного способа сохранения самобытности страны и особого пути ее развития; пытались обосновать мысль об особой миссии русского народа, призванного, по их мнению, спасти человечество" [54; 375]. Почвенничество в современном понимании близко славянофильству, основополагающей идеей которого было утверждение собственного пути России и её исторической миссии. Понятия "почвенничества" и "славянофильства" исторически не идентичны и не полностью отражают вкладываемый в них сегодня смысл, но в связи с отсутствием четкого определения используются в качестве синонимов. Первыми идеологами современного почвенничества были так называемые "писатели-деревенщики" (В. Белов, В. Солоухин и др.). Именно в среде советских писателей, объединившихся в 1970-1980 годах вокруг редакций журналов "Наш современник", "Молодая гвардия" и, в меньшей степени, журнала "Москва", вырабатывались все будущие рецепты патриотической идеологии. Помимо "деревенщиков" в этот круг входили "писатели-фронтовики" (Ю. Бондарев до сих пор входит в редколлегию "Нашего современника").

Основу идеологии почвенников образует тезис: государственная политика должна отвечать интересам русского народа. Внутри страны это означает ограничение доступа нерусских групп к власти и социальным ресурсам и создание условий для доминирования русских в экономической, политической и культурной сферах. Во внешнеполитической сфере это означает отказ от курса, ведущего к сближению с западом.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Фольклорные мотивы в творчестве С. Есенина
Любовь к родной крестьянской земле, к русской деревне, к при­роде с ее лесами и полями пронизывает все творчество Есенина. Образ России для поэта неотделим от народной стихии; большие го­рода с их фабриками, научно-технический прогресс, о ...

Структура и семантика устойчивых словосочетаний с цветовыми прилагательными в языке русских и английских электронных СМИ. Семантика цветовых прилагательных в устойчивых словосочетаниях русского и ан
Сопоставительный анализ лексико-семантической структуры цветовых прилагательных в русском и английском языках позволил выявить сходства и различия данных лексем. Покажем это на примере прилагательного белый – white. Прилагательное белый ...

Символика образов озера и реки в драматургии Чехова
Водная стихия играет большую роль в пьесах Чехова. Символика воды развивается и меняет свое качество от произведения к произведению. Уже в ранней пьесе «Иванов» река становиться предметом торга, выявляя тем самым отрицательные качества х ...