Разделы


Проповедническая публицистика В.Г. Распутина последних лет
Страница 2

Материалы » Анализ проблематики и выявление основных особенностей публицистических статей В.Г. Распутина рубежа ХХ–ХХI вв. » Проповедническая публицистика В.Г. Распутина последних лет

О поклонении родной земле говорит В.Г. Распутин на V Всемирном Народном Соборе (2006). Он защищает от предательства истоки национальной жизни - деревню и язык. Именно с деревни начинается язык и отечество, уверяет писатель. Оттуда пошли обычаи и традиции. По мнению Распутина, деревня всегда "была фундаментом России, тылом настолько бескрайним и могучим" [10; 258].

Писатель дает оценку сегодняшнему положению языка и деревни. Язык уже почти не развивается, а впитывает иностранные слова, которые так срастаются с русским языком, что мы и "сами не всегда способны замечать заимствования" [5; 257]. А деревня оказалась разрушенной, обесчещенной, вывернутой наизнанку и брошенной на свалку, которая занимает теперь пол-России.

В.Г. Распутин считает, что можно было бы все повернуть назад, но во власти нет такого человека, который мог бы защищать национальные интересы.

Таким образом, политику Б.Н. Ельцина, как и политику В.В. Путина, В.Г. Распутин не считает спасением для страны. Русского народа как единого целого не существует. Сегодня государство волнует, по мнению писателя, прежде всего самоутверждение, выражающееся в многочисленных предвыборных компаниях.

Распутин старался быть объективным в оценке текущей истории, он отмечает, что при В.В. Путине появились небольшие перемены в лучшую сторону: страна расплатилась с внешними долгами, частью - с внутренними (правда, за счет газа и нефти), дала льготы старикам, появилась программа, поощряющая деторождение. Но он предъявляет путинскому правлению те же претензии, что и Б.Н. Ельцину:

1) продолжающаяся деградация культуры,

2) забвение национальных традиций, т.е. нравственной проповеди в искусстве,

3) попустительство предательству родного языка - несмотря на год русского языка,

4) разрушение образовательной системы,

5) попустительство коррупции.

Оценка В.Г. Распутина современного состояния России негативна: он не видит те силы, которые могли бы защитить национальные интересы страны и ее культуры. Путинская идеология государственного патриотизма оценивается как продолжающееся разграбление национальных богатств. В.Г. Распутин - сторонник авторитарного национального государства, защищающего русский народ от инонационального засилия в экономике и культуре.

По мнению писателя, основа всякой культуры - история. Обращаясь к истории, писатель исследует самый широкий круг вопросов - национально историческое предназначение России, сущность русского национального характера и т.д. В осмыслении В.Г. Распутиным истории Сибири выделяются национальный, культурный и антропологический аспекты. Процесс присоединения Сибири к России и последующего освоения региона представлен писателем как исторически и культурно детерминированное движение национального организма. Он настаивает на активном, героическом потенциале русского национального характера, опровергая распространенные в культуре однозначные представления о пассивной созерцательности и слабохарактерности русского человека.

В национальной истории В.Г. Распутина интересуют следующие вехи: монголо-татарское иго и Куликовская битва, Смутное время, церковный раскол, петровские реформы, наполеоновское нашествие 1812 года и Бородинское сражение, Октябрьская социалистическая революция и гражданская война 1918 - 1920 годов, индустриализация и коллективизация сельского хозяйства в 1926 - 1938 годах, Великая Отечественная война. Кризисные моменты национальной истории рассматриваются в этическом аспекте. Логика истории представляет последовательность сменяющих друг друга нравственных падений и подъемов. Объяснение этому В.Г. Распутин находит в природе русского национального характера - сочетание святости и юродства. По В.Г. Распутину, в русской душе заложен как потенциал духовного саморазрушения, так и потенциал органического сопротивления происходящим внутри и вне него негативным процессам.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Как создавался «Герой нашего времени»
В 1836 году Лермонтов задумал написать роман из петербургской великосветской жизни. Наступил 1837 год и за стихотворение «Смерть поэта», посвящённое Пушкину, Лермонтов был сослан на Кавказ. Работа над романом прервалась, и у Михаила Юрьев ...

Поэзия Ф.Н. Глинки
Современник и участник войны Фёдор Николаевич Глинка писал четверть века спустя, что «события исполинские, прикосновенные к судьбе рода человеческого, зреют, созревают и дозревают в постепенном и непреодолимом ходе времени. Мы, — утвержд ...

Библейские мотивы в притчах И. Бунина
В 1892 – 1898 году И. Бунин создает притчу «Перевал». Перевал – это место отдыха путника. Главным героем как раз и является путник, который никак не может дойти до перевала. «Скоро перевал, - говорил я себе. – Скоро я буду в затишье, за г ...