Поэтика проповеднической публицистикиСтраница 1
Проповедь должна быть вдохновенной, красноречивой и предельно ясной по мысли, но суггестивной, т.е. захватывающей сознание слушателей и читателей.
Писатель в своих текстах часто использует антитезу - как противопоставление прошлого и нынешнего, должного и преступного. Система противопоставлений многогранна.
1. Противопоставление народа и власти "элиты": "страна худо-бедно принялась в низах наводить порядок, а в верхах, счастливым случаем наткнувшись на бешеные богатства, двинулась покорять и скупать Европу" [5; 187].
2. Противопоставление социальной миссии человека и навязанной модной "роли": "женщину совратили публичной значимостью и освободили ее от извечной и тихой обязанности культурного укрепления народа; духовность она заменила социальностью, мягкость и проницательность особого женского взгляда - категоричностью, женственность - женоподобием, материнство - болезненным деторождением … семейственность - непорочными связями" [5; 165].
Эти антитезы противопоставляют старое и новое, демонстрируют ошибочное отступление от правильного пути, предательство природного и государственного необходимого.
Для усиления пафоса своих изобличений писатель использует развернутые сравнения:
1) "И как для экологии природы вредны грязные производства, так и экологию языка загрязняют "фабрики" чужесловия, дурно - и тупословия, против которых вместе с охранительными законами нужна и постоянная расчистка родных истоков" [5; 173].
Живописность сравнения подчеркивает жизненную силу языка:
2) "В обильном пиршестве великорусского языка, как за скатерью - самобранкой, с которой чем больше потчуешься, тем больше прибывает, участвовали и Тургенев, и Лесков, и Бунин, и Шмелев…" [5; 169].
3) "Школьное образование и есть материнское молоко, продолжающее необходимое кормление с пеленок" [5; 270].
Пафос защитника русской земли, народа и культуры побуждает его мыслить гиперболически, обобщенно, категорично. В своих статьях В.Г. Распутин, говоря о людях, не использует конкретные цифры, а прибегает к образу бесчисленного:
1) "…на поддержку десятков миллионов русских…" [5; 238].
2) "Доведенные до отчаяния миллионы и миллионы…" [5; 233].
2) "И ни число оппозиционных партий и движений может внушить надежду, не многие тысячи в них состоящих" [5; 233].
3) "Многие миллионы молодых людей…выбрасывают из России в Америку, миллионы в Канаду и Австралию, Европу…" [9; 3].
4) "Подавляющее большинство населения не сделалось от этих ломок энергичней" [5; 245].
В.Г. Распутин не только подчеркивает угрожающие тенденции, его пафос оттеняется иронией - она представляет карикатурно чужую позицию осмеяния и разоблачения абсурда:
1) "Народы не делятся по сортности, второстепенных народов не бывает" [5; 247].
2) "…ее (о книге "Сибирь, Сибирь") представление, новоязом говоря, презентация состоялась в начале сентября 1991 года, когда к власти только что окончательно пришел Ельцин и его комарилья…" [47; 4]
3) "…староватая наша экономика, мягко говоря воровата" [9; 4].
Там, где нужно утвердить безусловное, Распутин прибегает к высокой лексике. Говоря о земле, природе, Байкале писатель указывает на их родство:
1) "…буду говорить…о судьбе нашей родной земли…" [49; 198].
2) "…отдавая силы и время защите родной земле" [49; 201].
3) "… будучи давно родной землей, землей своей, она … продолжала оставаться землей приданной…" [31; 144].
Понятие "родная земля" у писателя является основополагающим: это доминанта его сознания, его вера.
4) "И человек остается человеком только тогда, когда он сохраняет связи со своей землей" [5; 151].
Любовь побуждает Распутина к языкотворчеству: окказионализмам, неологизмам, которые раскрывают действенность идеального, его участие в жизни человека. Особый интерес писателя к слову "душа", "душеводный" окказионализм носит положительную окраску: "несметью", "чувствилище".
В своей речи писатель использует все пласты русского языка: архаизмы ("обширные крепи", "выя", "тушуется" - слово Ф.М. Достоевского), диалектизмы ("захолонуло", "говоря"), а также прижившиеся в русском языке иностранные слова ("индивид", "индустрия", "анархия", "консервативный").
Композиционная особенность выступлений соответствует языковым примерам, речь построена как развернутая метафора:
Похожие статьи:
Полемика сквозь века.
Итак, в 1761 г Ломоносов пишет “Разговор с Анакреоном”. Это одно из последних его стихотворных произведений, которые вполне можно считать своеобразным “художественно-философским завещанием”. Именно в этом стихотворении Ломоносов выразил с ...
Язык и культура. Человек.
Язык. Культура
Наша работа ориентирована на сопоставительное изучение русской и английской лингвокультур, позволяющее вскрыть универсальные и национально-специфические черты культурного пространства русской и английской языковой общности на современном ...
Литературная репутация. «Остров Сахалин»
В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых писателей России – его произведения регулярно появляются в журналах "Северный вестник" и "Русская мысль" (с 1892), газетах "Новое время" ( ...