Разделы


Заключение
Страница 2

Материалы » Анализ проблематики и выявление основных особенностей публицистических статей В.Г. Распутина рубежа ХХ–ХХI вв. » Заключение

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает проповедническая публицистика писателя, своеобразию поэтики которой посвящена третья глава. Именно анализ поэтики позволил говорить, что слово писателя - это искренняя боль за страну, за народ, за все то, что происходит в России. Превращение художника в публициста вполне закономерно. Тематика его прозы и выступлений совпадают абсолютно, слово живописное и проповедническое остаются глубоко родственными друг другу. Если в прозе писатель болел за родную землю, за распад нравственности, семейных, природных связей, то в публицистике - по законам жанра - эта боль обнажена до предела. Писатель думал о судьбе народа, поэтому в статьях В.Г. Распутина закономерна потребность вступиться за народные интересы, изобличая власть, ее безответственность, равнодушие, предательство.

Все проблемы современного общества рассматриваются в публицистике В.Г. Распутина в 1980-е - начале 2000-х годов в этическом аспекте. Современная судьба Сибири в 1980-е годы связывается с утратой обществом исторической памяти и необходимостью охраны памятников истории и культуры. С конца 1980-х годов происходит значительное расширение проблемного поля и увеличение масштаба и характера выводов и обобщений, касающихся социальной, политической и культурной ситуации современной России. Объяснимо это усложнением жизни России, произошедшим в результате смены общественной формации, и усугублением духовного кризиса самого писателя. При этом остаются неизменными сложившиеся в 1980-х годах проблемные доминанты и способы их оценки, что позволяет рассматривать публицистику 1980-х - 1990-х годов как единый текст.

Исследование публицистики позволило обнаружить замкнутость мышления Распутина: его монологизм, дидактизм, ретроориентацию. Именно поэтому позиция писателя не находит того отклика, на который рассчитана, и понимания, которого она заслуживает. Но позиция защитника культуры - защищать интересы России и ее народа, должна быть не просто принята во внимание. Личность писателя пробуждает прислушиваться к нему.

Ведущей категорией в парадигме ценностей писателя становится категория долженствования, которая у В.Г. Распутина имеет метафизическую природу, но воплощена материально: человек ответственен за конкретное пространство жизни, за освоенные предками природные и культурные ландшафты и призван их сохранить и расширить. Следуя этому долгу, человек включается в метафизический круг, предписанный роду (народу). В отличие от онтологической памяти, историческое сознание требует сознательных усилий человека как национально-родового существа. В.Г. Распутин не ставит проблему человеческой воли в формировании нравственных законов, определении долженствования: человеческая индивидуальность проявляется в следовании или не следовании априорной необходимости. Человек не свободен в определении долга; однако осознание себя частью народа, которому предписана общая миссия, придает жизни конкретного человека осмысленность и стабильность. Забвение заветов предков современниками приводит к разрушению экосистем и культуры, моральному релятивизму и, в конечном итоге, к деградации нации.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Создание образа современника 90-х годов ХХ века в романе В.С. Маканина "Андеграунд, или Герой нашего времени"
"…мол, нет тут удивительного для лица нынешнего человека, хочешь, не хочешь вобравшего в себя весь наш век. Как норма. Как правило. То есть уже как свычное правило, лицо, личико наше в один миг меняется от гуманного к свирепому. Вла ...

Истоки темы абсурдности в творчестве А. Камю.
К проблеме абсурдности мира А. Камю обращается ещё в раннем своём творчестве. Темы бедности, одиночества, болезни, беззаботной юности вошли в отдельные эссе-новеллы сборника «Изнанка и лицо», первой книги Камю, вышедшей в 1937 году. Этот ...

Пути творческого поиска поэта
Искусство символизма много дало Пастерна­ку, в первую очередь Блок и Андрей Белый (Белый, по-видимому, больше как прозаик). В каком-то отношении Пастернак вообще, на протяжении всего своего пути, был ближе к сим­волизму, чем другие наши п ...