Разделы


Введение
Страница 1

Материалы » Заимствованные сюжеты в произведениях Леонида Филатова » Введение

«О, не лети так, жизнь!

На миг, но задержись!

Уж лучше ты меня

Калечь, пытай и мучай.

Пусть будет все: болезнь,

Тюрьма, несчастный случай –

Я все перенесу,

Но не лети так, жизнь! .»

Л. Филатов

В 1988 году на экраны телевизоров нашей страны вышел фильм-сказка «Про Федота-стрельца, удалого молодца» в исполнении автора, Леонида Филатова. Публикация и фильм вызвали бурные отклики современников. «Сотрудники «Юности» рассказывают, что в типографии, где печатался журнальный номер со сказкой, невозможно было достать ее последнюю корректуру: все экземпляры расхватали наборщики. [11, с. 184].

Леонид Филатов одарен разнородными талантами: яркий кинорежиссер, блистательный пародист, поэт, артист, сказочник, ведущий передачи «Чтобы помнили». Незадолго до смерти Филатова журналист Татьяна Воронецкая писала, что «творческие возможности Леонида Филатова еще мало реализованы. Это точка зрения почти всех, кто работал с ним, и в этом есть своя драма». [3, с. 329]. Это лишний раз говорит о том, что творческие возможности Л. Филатова как художника были безграничны. И, не уйди он так рано из жизни, мы могли бы стать свидетелями его новых творческих устремлений, исканий и открытий. Тем более мы должны бережно относиться к творчеству такого неординарного художника и пытливо изучать его наследие, в том числе литературное.

При всей зрительской любви к Филатову как актеру, режиссеру и телеведущему немногие смогли оценить его литературный талант. Это произошло оттого, что он не стремился к популяризации своих произведений. Прежде всего, потому что он был слишком требователен к себе. Вот, что он сам говорит о своем творчестве. «Я не знаю на сегодня ни одной моей строчки, про которую стоит сказать: другие так не могут. Мне кажется, что таких, как я, - сотни… Старых графоманов. Думаю, надо быть скромнее, хотя слово «надо», пожалуй, здесь звучит риторически, ибо скромность, как и талант, не внедришь, если ее нет». [6, с. 238].

Актуальность моей работы и всех тех, кто будет обращаться к литературному творчеству Л. Филатова, состоит в том, чтобы его литературные произведения нашли свою дорогу к читателю, слушателю, зрителю.

Как оказалось на сегодняшний момент, аннотаций творчества Леонида Филатова, критические статьи и другие подобные работы на эту тему можно пересчитать по пальцам. Самой крупной из них, несомненно, является «Комизм сказки» Л. Лавлинского. Статья посвящена первому значительному произведению Филатова (написанному в жанре стихотворной сказки) «Про Федота-стрельца…». В статье ставится вопрос о понимании «главного смысла филатовской вещи» [11, 186], проводятся параллели с традициями народной сказки и реалиями современной жизни, приводятся наблюдения относительно образного воздействия на читателя посредством используемых автором средств выразительности. Лавлинский в своей работе пытается ответить на вопрос: «В чем творческая самобытность Филатова?»

В предисловии к сборникам пьес Филатова помещены краткие вступительные статьи, написанные Дмитрием Быковым, Александром Ширвиндтом и Александром Адабашьяном. Татьяна Воронецкая, написавшая целую книгу воспоминаний о Филатове «Леонид Филатов», почти не касается его литературного творчества. В основном, мы имеем дело с короткими отзывами современников. Вот некоторые из них.

Галина Волчек: «Замечательно отношусь к его литературным работам, мне нравится его сказка и всегда нравились его эссе, которые я слышала еще во время работы в «Современнике». [3, с. 329].

Владимир Качан, бывший однокурсник: «Его стихи – это не песенные тексты и не песни-стихи. Это осмысленная поэзия, которая имеет прямое отношение к уму». [3, с. 329].

Леонид Филатов родился 24 декабря 1946 года в Казани. Отец — Филатов Алексей Еремеевич (род. 1910). Мать — Филатова Клавдия Николаевна (род. 1924), однофамильцы. Семья часто переезжала — отец был радистом и много времени проводил в экспедициях. Когда мальчику исполнилось семь лет, родители развелись, и Леонид с матерью уехал в Ашхабад к родственникам. Ещё будучи школьником, он начал печататься в ашхабадской прессе.

Сразу после выпускного бала Леонид Филатов полетел в Москву поступать во ВГИК, на режиссерское отделение. Прилетел слишком рано и чтобы времени зря не терять, решил попробовать поступить в театральное училище Был принят на курс В. К. Львовой и Л. Н. Шихматова, окончил театральное училище в 1969.

В 1969 Филатов становится актёром Московского театра на Таганке. Первая главная роль — Ведущий — в спектакле «Что делать?», далее были «Мастер и Маргарита», «Вишневый сад», «Дом на набережной», «Пристегните ремни», «Пугачев», «Антимиры», «Товарищ, верь», Горацио в «Гамлете», Кульчицкий в «Павших и живых», Федерциони в «Жизни Галилея», «Игроки-21» (творческое объединение «Артель артистов Сергея Юрского»)

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Анализ особенностей художественного стиля гомеровского эпоса
Чтобы понять суть, квинтэссенцию художественного стиля Гомера, а, стало быть, и сущность эпического стиля в целом, необходимо в первую очередь проанализировать его связь с социально-исторической эпохой, во время которой он возник и развил ...

Пародия как жанр литературно-художественной имитации
Пародия (от греч., букв. – перепев, комическая переделка) – жанр литературно-художественной имитации, подражание стилю отдельного произведения, автора, литературного направления, жанра с целью его осмеяния или сатирического разоблачения. ...

Гобсек. Повесть (1830—1835)
Историю ростовщика Гобсека стряпчий Дервиль рассказывает в салоне виконтессы де Гранлье — одной из самых знатных и богатых дам в аристократическом Сен-Жерменском предместье. Как-то раз зимой 1829/30 г. у нее засиделись два гостя: молодой ...