ВведениеСтраница 1
Тема «инфернальных женщин в литературе» очень актуальна в наше время, в нашей литературе и в нашем обществе. Первым, кто употребил термин инфернальная женщина в литературе, был Ф.М. Достоевский в романе «Идиот». Он ввел в свои произведения образ инфернальной женщины, по нашему мнению, из-за отношений с реальной женщиной – Апполинарией Сусловой, которая являлась его горькой и печальной любовью. При помощи введения этой темы в литературные произведения читатель может понять, кто такая инфернальная женщина. Исследуя эту тему, мы провели небольшой опрос на тему «знаете ли вы кто такая инфернальная женщина?». 70% респондентов ответили «нет», 15% – сомневались в своём ответе, лишь 15% ответили точно и правильно.
Ф.М. Достоевский – очень сложная фигура, как с исторической, так и с психологической точки зрения, и необходимо проводить различие не только между разными периодами его жизни и разными линиями его мировоззрения, но и разными уровнями его личности. Об этом свидетельствует Кровякова С.К. в своей работе о женщинах пленивших Достоевского: «По крайней мере, жил, хоть и страдал да жил!» [23].
В своих произведениях автор изображает инфернальных женщин. Даже если не знать четкого определения можно понять, кто же они. Особенно в образе Настасье Филипповне («Идиот») – это женщина очень сильна духовно, умна и хитра, красива и горда. Её жизнь полна страха, беспокойств, подлости и любви одного чистого и светлого человека – князя Мышкина, а так же страсти и влечения купца Парфена Рогожина. Её сила, ум и красота губят ее, и она погибает от ножа Рогожина. Без сомнения в её образе есть все черты инфернальной женщины.
Образ Сони Мармеладовой («Преступление и наказание») – это тоже образ инфернальной женщины, но её «инфернальность» проявляется совсем иначе. Она не жестока с людьми, Соня действительно жертва общества, она страдает и мучается, но так же она и бесконечно любит Родиона. Она проявляет силу духа, у неё есть вера и она помогает обрести веру Раскольникову. Но в отличие от Настасьи Филипповны, она обретает любовь и любовь взаимную на всю жизнь.
На примере двух романов «Идиот», «Преступление и наказание» Достоевского мы проанализировав образ инфернальных женщин, в каждом нашли разные качества. Одна более добра и нежна, но так же сильна и горда, другая напротив более жестка, горда, своенравна. Все потому, что обе героини живут в разном социальном положении, у них совершенно разные предпочтения и веры, у них совершенно разные жизни. Но у Сони есть вера и от того она так светла и добра, а у Настасьи Филипповны, нельзя сказать, что её нет, потому что роман не библейского мотива и редко упоминается имя Господа, но все же в жизни она отдает предпочтение «темным» силам и лицам, таким как Рогожин.
Эти два образа не сравнимы и каждая по-своему прекрасна, но одно общее у них есть – это инфернальность.
Противопоставлением инфернальным женщинам Достоевского является Соня из повести Л. Улицкой «Сонечка». Эту робкую барышню совершенно нельзя сравнивать с Настасьей Филипповной или Соней Мармеладовой. Её образ противоположный, совершенно иной, в ней нет того душевного огня как в героинях Достоевского. Она проста, добра, великодушна, в ней нет гордости.
Достоевский первым ввел в литературное произведение образ инфернальной женщины, никому еще не удавалось показать такую же красоту женщины и гордость как у Настасьи Филипповны, такой доброты и милосердия как у Сонечки Мармеладовой. Все потому, что в жизни самого автора были лишь роковые женщины, его любовь ни к одной из них не была проста и легка, каждая приносила ему страдания, кроме последней его любимой женщины, образ которой Достоевский отразил в Сонечке Мармеладовой.
Актуальность
нашей работе состоит в необходимости комплексного исследования образа инфернальной женщины в русской литературе как интересного и необычного изображения сильных, красивых и роковых представительниц прекрасного пола. В каждом произведении натура инфернальной женщины раскрывается своеобразно: в одних это образ сильной и красивой женщины, в других – простой и обычной.
Цель
исследования – раскрытие этого понятие на примере романов Ф.М. Достоевского «Идиот» и «Преступление и наказание». Для выполнения поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи
:
1) выявить специфику раскрытия образа инфернальной женщины Ф.М. Достоевским;
2) установить признаки этого образа в литературе;
3) проанализировать автобиографическое влияние на создание литературного образа;
4) сравнить образ инфернальной женщины в произведениях Федора Достоевского и Людмилы Улицкой;
Научная новизна
состоит в том, что впервые производится анализ этого образа у таких представителей русской литературы, как Ф.М. Достоевский и Л. Улицкая.
Объект исследования
– романы Ф.М. Достоевского «Идиот» и «Преступление и наказание» и повесть Л. Улицкой «Сонечка». Работа поможет раскрыть образ инфернальной женщины. На примере произведений Достоевского можно более наглядно увидеть и понять читателю, кто такая эта женщина и как её образ показывает автор. На материале повести Л. Улицкой – наоборот показать не инфернальных женщин, а простых барышень.
Похожие статьи:
Жанровое своеобразие пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Ве ...
Имморализм в контексте основных идей в произведениях Леонида Андреева
Философские идеи Фридриха Ницше подхватил и Леонид Андреев.
В «Мысли» яркое воплощение получает одна из существенных для творчества Андреева тем – бессилие человеческой мысли, «подлость» человеческого разума, зыбкость и относительность п ...
Особенности поэтики публицистических статей В.Г. Распутина. Императив нравственной чистоты языка и
стиля
Как уже было отмечено, творчество является для В.Г. Распутина тайной. Писатель настаивает на автономности, интимности творчества и говорит о невозможности рационального его постижения. Источником литературы в эстетике В.Г. Распутина являе ...