Разделы


Соня Мармеладова – образ инфернальной женщины в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского
Страница 2

Материалы » Инфернальные женщины в романах Достоевского » Соня Мармеладова – образ инфернальной женщины в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского

В конце романа не написано как стали дальше жить Родион с Соней, ведь его ссылка закончится, и нужно будет начинать жить по-новому, но Сонечка так сильно любила Раскольникова, что её любовь сможет победить все трудности. После признания Раскольников «…смотрел на Соню и чувствовал, как много на нем было её любви…» [19, гл. 5, ч. 3, с. 387]. Какая же это любовь? Сострадательная, милосердная, христианская, видящая в нем, отступившемся, – человека, любовь, которая приведет Соню на каторгу для его спасения. Любовь – молчаливая, ненавязчивая, не требующая ответа. Не имея возможности во время болезни (эпилог) посещать Раскольникова, Соня часто приходила под окна госпиталя, «чтобы постоять во дворе минутку и хоть издали посмотреть на окна палаты» [19, эпилог, ч. 2, с. 496]. Её любовь сотворила чудо.

Любовь делает женщину необыкновенно сильной, она предает её уверенность, дарит ей крылья, толкает женщину на необыкновенные поступки, делает её необыкновенно женственной и прелестной, нежной и цветущей, но в тоже время, делая женщину ранимой и уязвимой лишь со стороны своего избранника. Именно поэтому и решет Соня отправиться вслед за Родионом, забыть обо всем на свете и быть рядом со своим любимым, а самое главное ждать и верить, когда он сможет так же сильно полюбит её. Именно вера помогла ей и дала силы.

Образ Сони прочитывается двояко: Согласно первой, традиционной, трактовке, в героине воплощены христианские идеи. По трактовке, данной В.Я. Кирпотиным она является носительницей народной нравственности. В Соне воплощен народный характер в его неразвитой «детской» стадии, причем путь страданий заставляет ее эволюционировать по традиционной религиозной схеме – в сторону юродивой.

Соня Мармеладова – это образ сильной и решительной, нежной и уязвимой, умной и несчастной женщины. Это образ, который учит быть не похожим на других людей, не подчиняться влиянию общества, не бояться любить и следовать за своим любимым, а самое главное иметь веру, пусть не в Бога, но в жизни обязательно нужно верить, в то, что приносит тебе силы.

По нашему мнению, можно предположить, что последняя жена Достоевского – Анна Григорьевна Сниткина – это прототип Сонечки Мармеладовой. Они похожи тем, что Анна Григорьевна так же долго ждала любви и взаимной симпатии от Достоевского, как Соня от Раскольникова. Их жизни совершенно разные, но их желание любить и помогать своему любимому человеку настолько сильно, что оно побеждает все, и Сонин «желтый билет» (в романе) и огромную разницу в возрасте у Анны и Достоевского (в реальной жизни). Конечно, они не сравнимы, но в них есть одно общее человеческое качество и одно сильнейшее чувство – это помощь и любовь. При чем именно в таком расположении помощь – любовь. Ведь у них была не «любовь с первого взгляда», а именно сначала понимание человека, затем помощь, а уж потом любовь.

В. Кожинов считает, что: «Достоевский – психологический романист, и главное его средство выражения – анализ. В этом он близнец и зеркальное отражение Толстого. Но и предмет, и метод его анализа совершенно иные, чем у Толстого. Толстой разбирает душу в ее жизненных аспектах; он изучает физиологическую основу мышления, подсознательную работу человеческой воли. Достоевский действует именно в тех психических областях, где мысль и воля находятся в постоянном контакте с высшими духовными сущностями, где поток обычного опыта постоянно разбивается о последние и абсолютные ценности и где никогда не стихает ветер духа. Интересно сравнить, как Толстой и Достоевский разбирают одно и то же чувство – чувство мучительной неловкости. Оба от него страдали. Но у Толстого это чисто социальное ощущение, сознание невыгодного впечатления, которое производит внешний вид человека и его поведение на тех, кому он хотел бы понравиться. У Достоевского же муки неловкости – это муки конечной и абсолютной ценности человеческой личности, раненой, непризнанной и униженной другими человеческими личностями. Поэтому жестокость Достоевского находит в анализе раненого и страждущего человеческого достоинства особенно широкое поле деятельности. У Толстого муки самосознания или имеют социальный характер, или перестают действовать; у Достоевского самосознание метафизично и религиозно и исчезнуть не может никогда».

Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что у Сонечки муки неловкости перед Раскольниковым настолько сильны, что она порой теряется, боится с ним заговорить. Не оттого, что боится его (из-за совершенного ним преступления), напротив ей безумно стыдно за свои согрешения: перед Господом, перед самой собой, перед её семьёй. Соне стыдно перед Родионом: «…она всегда протягивала ему свою руку робко, иногда даже не подавала совсем, как бы боялся, что он оттолкнет её…» [эпилог, ч. 2, с. 497]. Она понимает, что никогда не сможет избавиться от своего позора. Это очень мучает её. Но, несмотря на свои муки, она все равно находит силы и помогает Раскольникову, она, прежде всего, видит в нем человека, а не убийцу, она не боится его, напротив, он вызывает у неё сострадание, он не верует в Бога, она не боится и этого. Более того, её сильная и крепкая вера помогает ей и дает силы на то, чтобы выдержать его резкость, равнодушие к ней, не любовь, грубость, не верее. И вскоре она получает самый ценный подарок в своей жизни: его любовь, его расположение, его веру: «Он плакал и обнимал её колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо её помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах её засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для неё уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит её, и что наступила, наконец, эта минута» [19, эпилог, ч. 2, с. 497]. У него появляется вера в воскрешение души человека, он читает Евангелие (воскрешение Лазаря) и в его мире всё меняется. Он находит спокойствие, мир в душе, преданную, красивую, сильную и в тоже время нежную любовь Сонечки Мармеладовой.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Особенности авторского стиля и создания персонажей в произведениях Агаты Кристи. Особенности стиля леди Агаты Кристи
Когда в 1977 году – год спустя после смерти Леди Агаты Кристи – увидела свет одна из её лучших книг, «Автобиография», миллионам поклонников приоткрылся секрет того неиссякаемого обаяния, которое помогло миссис Кристи завоевать и по сей де ...

«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Осенью того же года выходит 1-я часть сборника повестей из украинской жизни «Вечера на хуторе близ Диканьки» (в следующем году появилась 2-я часть), восторженно встреченная Пушкиным: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, бе ...

Особенности «комического» в эстетике эпохи Просвещения. Способы воплощения «комического» в литературе
Прежде чем приступать к исследованию аспектов комического изображения женщин в конкретных литературных текстах, необходимо поговорить о теории сатиры. Во-первых, нужно определить, что такое «смех», какова его природа, его особенности. Сле ...