Анализ стихов Некрасова Понаевского цикла. Тематика - художественное
своеобразиеСтраница 2
С новой силой, возвращающей читателя к начальному стихотворению цикл», тема любви-ненависти возникает в стихотворении «Зачем насмешливо ревнуешь . », где снижение, вплоть до самопародирования этого мотива осуществляется иными способами, в частности посредством привлечения широкого поэтического контекста. В этом стихотворении герой ,снова защищает заявленную ранее систему ценностей со всем рвением ее приверженца, стремительно, вдохновенно. Но именно здесь и происходит ее некое саморазоблачение.
Стихотворение «Зачем насмешливо ревнуешь .» имеет диалогическую структуру и предстает как полемическое слово в защиту героини, обвиненной в том, что она свой «гордый смех» и «презренья страшное искусство» «купила» сценою чувства, // Ценой душевной теплоты .» (I, 108). Для опровержения такого мнения в конце стихотворения используется, по сути, кинематографический прием — вводится крупный план изображения, чуть ли не зрительный и явно символический образ Музы.
Т.О. «Панаевский цикл» строится по лирическому принципу двупланового изображения, при котором смысл стихотворения как целого не сводится к прямому смыслу представленного в нем высказывания субъекта речи и, как правило, противоречит прямому значению этого высказывания.
Некрасову не удалось в цикле воспеть «новую» женщину и «новую» любовь. Зато поэту удалось на новом материале снова открыть. По-своему ценностно актуализировать проблему трагического одиночества в любви, проблемы духовного начала в отношениях между любящими и в целом заново акцентировать внимание на тех общечеловеческих началах межличностных отношений, значимость которых не подлежит влиянию времени. При этом тема одиночества в любви усиливает свою трагичность в контексте всей лирической темы Некрасова: ведь не только любимая женщина не поняла героя, но и другая его глубинная привязанность – «тот, о ком пою в вечерней тишине», //Кому посвящены мечтания поэта. Поэтому одиночество в любви престает как проявление некоего рокового, глобального одиночества некрасовского героя в мире.
Стихотворения, входящие в Понаевский цикл:
«Так это шутка? Милая моя…»
«Тяжелый крест достался ей на долю»
«Мы с тобой бестолковые люди»
«Где твое личико смутное…»
«Давно – отвергнутый тобою…»
«Зачем насмешливо ревнуешь…»
«Я посетил твое кладбище»
«При Элегии»
«Да, наша жизнь текла мятежно…»
«О, письма женщины нам милой…»
«Я не люблю иронии твоей»
«Прости»
«Поражена потерей невозвратной…»
Как нам всем известно, Н.А. Некрасов – поэт сокровенных основ отечественной духовности. У него главные герои его лирики в основном народ, Родина, его переживания за их судьбу. А в стихотворениях Понаевского цикла мы видим любовную лирику Некрасова. Это стихи о неразделенной любви, которые пронизаны грустью, одиночеством.
Похожие статьи:
Метафоры
Язык детективов Донцовой, относящийся все-таки к художественной литературе, очень беден метафорически. Использованные же метафоры основаны на снижении лексического потенциала описываемого: «Не в силах произнести ни слова, я ткнула пальцем ...
Древнерусская литература. Образ Русской земли в «Слове
о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» было написано в XII в. Это произведение посвящено неудачному походу князя Игоря против половцев, взятию его в плен и возвращению на родину. «Слово о полку Игореве» проникнуто истинным патриотизмом, искренней любовь ...
Тема любви в творчестве Лермонтова
И ненавидим мы, и любим мы случайно. М.Ю. Лермонтов.
Любовь в творчестве Лермонтова носит трагический отпечаток из-за его единственной, настоящей, неразделенной любви к другу юности - Вареньке Лопухиной. Он видит невозможность любви и ок ...