Ритм
Основу организации стихотворной речи составляет ритм. Содержание этого понятия определилось еще в Древней Греции, где термином rhythos обозначались мерность, складность, стройность в движении. Последнее особенно важно для понимания ритма как динамического процесса, наиболее свойственного временным искусствам - музыке и поэзии. Ритмическая организация стихотворных произведений характеризуется повторяющимися элементами, что определяет присущую этим произведениям стройность в движении.
Обращаясь к ритму речи, Отто фон Эссен дает ему следующую дефиницию: "ритм - это периодическое повторение одинаковых или упорядоченных одинаковым образом событий, связанных в единое целое общим динамическим центром" [Otto von Essen, S.63]. Причем не обязательно, чтобы временные отрезки, заполненные одинаковой последовательностью событий, были равными; периоды могут быть длинными и короткими, динамика может быть живой; само понятие "ритм" относится только к структуре, а не к длительности периодов.
Таким образом, ритм можно определить как периодичное повторение каких-либо элементов через определенные промежутки. На уровне текста это чередование может прослеживаться в чередовании трагических и комических сцен, диалогических и монологических реплик, больших и меньших цепочек слогов от одного ударения до другого. Но художественная функция ритма всегда одинакова - он создает ощущение предсказуемости, "ритмического ожидания" каждого очередного элемента текста, и подтверждение или неподтверждение этого ожидания ощущается как особый художественный эффект.
Преимущественной областью проявления ритма в стихотворных произведениях является низший уровень организации текста - звуковой: здесь ритмичные звенья короче, проще и обозримее. А применительно остальных уровней строения текста оно было потом распространено метафорически [Литературный энциклопедический словарь, с.326].
Если ритм явился основой и главным определителем речевого членения всех стихотворных произведений на соотносимые друг с другом стихотворные строки-стихи, то определителем внутренней организации этих стихов, всегда связанной с фонетическими особенностями данного национального языка, культурно-историческими и литературными традициями народа, выступает так называемый метр, т.е. стихотворный размер, определенная ритмическая упорядоченность повторов внутри стихотворных строк [Абрамович Г.Л., с. 177].
Разнообразие метрики стихов определило формирование различных систем стихосложения.
Литературная энциклопедия терминов и понятий определяет метр (греч metron - мера, размер) как самую общую схему звукового ритма стиха, т.е. предсказуемого появления определенных звуковых элементов на определенных позициях. Понятие "метр" применяется к упорядоченности различным образом выделенных слогов внутри стиха. В таком значении слово "метр" применяется лишь к метрическому и к силлабо-тоническому стихосложению [Литературная энциклопедия терминов и понятий, Ст.536].
Современное силлабо-тоническое стихосложение (греч. syllabe - слог и tonos - ударение) основано на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе. В силлабо-тоническом стихе различаются сильные и слабые позиции. Первые преимущественно ударны, вторые преимущественно безударны [Литературная энциклопедия терминов и понятий, Ст.974].
Сильное место в стихе, несущее ритмическое ударение - икт (от лат. ictus - удар, ударение), - при чередовании со слабыми (междуиктовыми интервалами) образует метр стиха [Литературная энциклопедия терминов и понятий, Ст.292].
Повторяющееся сочетание икта и междуиктового интервала называется стопой [Литературная энциклопедия терминов и понятий, Ст.974], В зависимости от объема интервала различаются:двухсложные размеры, трехсложные размеры и более размеры.
Первые подразделяются на хорей ( ) и ямб (), среди трехсложных размеров различают дактиль (), амфибрахий () и анапест ().
Из всего выше сказанного можно прийти к выводу, что понятие стихотворного ритма раздвоилось:
• в одном значении - это общая упорядоченность звукового строя стихотворной речи, и частным ее случаем является метр;
• в другом значении - это реальное звуковое строение, и оно само является частным случаем метра - его "ритмической формой" ("вариацией", "модуляцией") [Литературный энциклопедический словарь, с.326].
Вообще звуковой ритм никогда не воспринимается в стихе изолированно, а только в единстве с синтаксическим и семантическим строем текста; в совокупности они создают неповторимую "ритмическую интонацию", индивидуальную для каждого текста.
Похожие статьи:
Конфликт двух мировоззрений в рассказе М. Горького «Челкаш»
В ранних романтических рассказах Максим Горький выразил свое отношение к жизни и людям, свой взгляд на эпоху. Герои многих из этих рассказов — так называемые босяки. Писатель изображает их людьми смелыми, сильными душой. Главное для них — ...
Начало военных действий
Ранним утром 12 июня 1812 года главные силы «великой армии» Наполеона численностью более 500 тысяч человек начали вторжение через Неман недалеко от города Ковно. Полумиллионная армия, возглавляемая крупным полководцем, обрушилась всей св ...
Трансграничность образов и событий в творчестве Кэрролла
Как было заметно в анализируемом выше произведении «Охота на Снарка», в произведениях Льюиса Кэрролла трансграничность отражается в пересекаемых различными границами разделяющими реальность от сказочности, происходящие мировые события и в ...