Разделы


Образы животных в лирике С. Есенина.
Страница 4

Природа в творчестве Есенина » Образы животных в лирике С. Есенина.

Своеобразно дополняется мотив природы у Есенина образами животных. Чаще всего наименования животных приводятся в сравнениях, в которых с животными сопоставляются предметы и явления, часто не связанные с ними в действительности, но объединенные по какому-либо ассоциативному признаку, служащему основой для его выделения .( "Как скелеты тощих журавлей, // Стоят ощипанные вербы…"; "Синий сумрак, как стадо овец…").

По цветовому сходству:

По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат.

( "Вот оно глупое счастье…", 1918 г. ) ;

по близости и сходству функций :

Как птицы, свищут версты

Из – под копыт коня…

( "О пашни, пашни, пашни…", 1917-1918 г. ) ;

по какому – либо ассоциативному, иногда субъективно выделенному признаку :

Я был, как лошадь загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым седоком.

( "Письмо к женщине". , 1924 г. )

Иногда поэт использует и характерную для русской народной поэзии – песни форму параллелизма, в том числе отрицательную :

Не кукушки загрустили – плачет Танина родня.

( "Хороша была Танюша…" , 1911 г. )

В произведениях С. Есенина анималистическое (изображение животных) сравнение или зооморфная метафора часто перерастает в развернутый образ :

Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.

( "Осень". ,1914 – 1916 г. )

Рыжий цвет осенних листьев вызывает ассоциацию с "рыжей кобылой". Но осень не только "рыжая кобыла" ( сходство по цвету ) , она "чешет гриву": образ раскрывается через сравнение с животным зримо, в красках, звуках , движениях. Поступь осени сравнивается с поступью коня.

Возникают сопоставления явлений природы с животными: месяц – "ягненочек кудрявый " , " жеребенок ", " золотая лягушка ", весна – " белка", тучи – "волки". К животным и птицам приравниваются предметы, например, мельница – "бревенчатая птица", печь – "верблюд кирпичный". На основе сложных ассоциативных сопоставлений у явлений природы появляются свойственные животным и птицам органы (лапы, морды, рыла, когти, клювы):

Чистит месяц в соломенной крыше

Обоймленные синью рога.

(" Гаснут красные крылья заката. " , 1916 г.)

Волны белыми когтями

Золотой скребут песок.

(" Небесный барабанщик." , 1918 г.)

Клен и липы в окна комнат

Ветки лапами забросив,

Ищут тех, которых помнят.

(" Дорогая, сядем рядом. " , 1923 г.)

Чисто символическое значение приобретают и цвета животных : " красный конь " – символ революции, " розовый конь " – образ молодости, " черный конь " – предвестник смерти.

Образное воплощение , четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе художественных изысканий Сергея Есенина. Метафорическое использование анималистической лексики в оригинальных сравнениях создает своеобразие стиля поэта.

Рассмотрев образы животных в поэзии С. Есенина, можно сделать вывод о том, что поэт по-разному решает проблему использования анималистики в своих произведениях.

В одном случае он обращается к ним для того, чтобы показать с их помощью какие-то исторические события, личные душевные переживания . В других – для того, чтобы точнее, глубже передать красоту природы, родного края.

Страницы: 1 2 3 4 

Похожие статьи:

Мотивы и темы творчества Пелевина.
Как уже было сказано, редкий критик заостряет внимание на непосредственно литературоведческой ценности рассказов, повестей и романов В. Пелевина, предпочитая «выводить на чистую воду» его технологические приемы. Но в наиболее серьезных и ...

Морфологические особенности текста
В старославянском языке имелись определенные особенности морфологии, что находило своё отражение на уровне всех частей речи. Наибольшие отличия в сравнении с современным русским языком коснулись глагола, местоимения и прилагательного. Эти ...

Дезертиры и перебежчики
За годы войны 376 тысяч военнослужащих Красной Армии были осуждены за дезертирство. Для сравнения: в Вермахте с января по май 1945-го число дезертиров составило 722 человека. Число перебежчиков из Красной Армии в Вермахт неправдоподобно ...