Образы животных в лирике С. Есенина.Страница 4
Своеобразно дополняется мотив природы у Есенина образами животных. Чаще всего наименования животных приводятся в сравнениях, в которых с животными сопоставляются предметы и явления, часто не связанные с ними в действительности, но объединенные по какому-либо ассоциативному признаку, служащему основой для его выделения .( "Как скелеты тощих журавлей, // Стоят ощипанные вербы…"; "Синий сумрак, как стадо овец…").
По цветовому сходству:
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.
( "Вот оно глупое счастье…", 1918 г. ) ;
по близости и сходству функций :
Как птицы, свищут версты
Из – под копыт коня…
( "О пашни, пашни, пашни…", 1917-1918 г. ) ;
по какому – либо ассоциативному, иногда субъективно выделенному признаку :
Я был, как лошадь загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым седоком.
( "Письмо к женщине". , 1924 г. )
Иногда поэт использует и характерную для русской народной поэзии – песни форму параллелизма, в том числе отрицательную :
Не кукушки загрустили – плачет Танина родня.
( "Хороша была Танюша…" , 1911 г. )
В произведениях С. Есенина анималистическое (изображение животных) сравнение или зооморфная метафора часто перерастает в развернутый образ :
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
( "Осень". ,1914 – 1916 г. )
Рыжий цвет осенних листьев вызывает ассоциацию с "рыжей кобылой". Но осень не только "рыжая кобыла" ( сходство по цвету ) , она "чешет гриву": образ раскрывается через сравнение с животным зримо, в красках, звуках , движениях. Поступь осени сравнивается с поступью коня.
Возникают сопоставления явлений природы с животными: месяц – "ягненочек кудрявый " , " жеребенок ", " золотая лягушка ", весна – " белка", тучи – "волки". К животным и птицам приравниваются предметы, например, мельница – "бревенчатая птица", печь – "верблюд кирпичный". На основе сложных ассоциативных сопоставлений у явлений природы появляются свойственные животным и птицам органы (лапы, морды, рыла, когти, клювы):
Чистит месяц в соломенной крыше
Обоймленные синью рога.
(" Гаснут красные крылья заката. " , 1916 г.)
Волны белыми когтями
Золотой скребут песок.
(" Небесный барабанщик." , 1918 г.)
Клен и липы в окна комнат
Ветки лапами забросив,
Ищут тех, которых помнят.
(" Дорогая, сядем рядом. " , 1923 г.)
Чисто символическое значение приобретают и цвета животных : " красный конь " – символ революции, " розовый конь " – образ молодости, " черный конь " – предвестник смерти.
Образное воплощение , четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе художественных изысканий Сергея Есенина. Метафорическое использование анималистической лексики в оригинальных сравнениях создает своеобразие стиля поэта.
Рассмотрев образы животных в поэзии С. Есенина, можно сделать вывод о том, что поэт по-разному решает проблему использования анималистики в своих произведениях.
В одном случае он обращается к ним для того, чтобы показать с их помощью какие-то исторические события, личные душевные переживания . В других – для того, чтобы точнее, глубже передать красоту природы, родного края.
Похожие статьи:
Мотивы и темы творчества Пелевина.
Как уже было сказано, редкий критик заостряет внимание на непосредственно литературоведческой ценности рассказов, повестей и романов В. Пелевина, предпочитая «выводить на чистую воду» его технологические приемы. Но в наиболее серьезных и ...
Морфологические особенности текста
В старославянском языке имелись определенные особенности морфологии, что находило своё отражение на уровне всех частей речи. Наибольшие отличия в сравнении с современным русским языком коснулись глагола, местоимения и прилагательного. Эти ...
Дезертиры и перебежчики
За годы войны 376 тысяч военнослужащих Красной Армии были осуждены за дезертирство. Для сравнения: в Вермахте с января по май 1945-го число дезертиров составило 722 человека.
Число перебежчиков из Красной Армии в Вермахт неправдоподобно ...