Марина Цветаева
Москва для Марины Цветаевой была особенным существом, с которым поэтесса соединяла всю себя, свое сознание, радость и горе своей жизни. Москва, подобно судьбе поэтессы, постоянно изменялась.
Есть много мест в Москве, которые повлияли на судьбу поэтессы, отразились в ее творчестве. Вначале это была Москва юной девушки, которая в первую очередь ассоциировалась с отчим «волшебным» домом, находящимся в Трехпрудном переулке:
Высыхали в небе изумрудном
Капли звезд и пели петухи.
Это было в доме старом, доме чудном .
Чудный дом, наш дивный дом в Трехпрудном,
Превратившийся теперь в стихи
Именно это место олицетворялась у Цветаевой с Москвой. Однако со временем на месте этих маленьких домиков построили новые доходные дома — «вас заменили уроды, грузные, в шесть этажей». Во время революции дом в Трехпудном переулке снесли, и туда Цветаева больше не приходила .
В 1915 году Цветаева ненадолго переехала в Петроград. Сам европейский город ее не впечатлил: в 17 лет она уже побывала в Париже. Однако литературная жизнь, тогда еще столицы России ей понравилась.
Вернувшись из Петрограда Цветаева решила в своем творчестве противопоставить Москву Петрограду, а московских поэтов – столичным.
Царю Петру и вам, о царь, хвала!
Но выше вас, цари, колокола,
Пока они гремят из синевы,
Неоспоримо первенство Москвы .
Вскоре грянула революция 17-года и Москва изменилась. Она стала безучастной и окаменевшей к чувствам лирической героини с ее страстями.
В этой Москве первых лет революции было написано большое количество стихов: поэтесса по-прежнему жила, любила, негодовала, радовалась, страдала, надеялась . В этих произведениях Москва представлена покалеченной, беспомощной и униженной страдалицей с «жидким звоном» колоколов.
Впрочем, Москва и в эту пору была изменчива и многолика. В это тяжелое для всей страны время она стала суровой. Ей стала безразлична судьба Цветаевой и ее двух маленьких дочек. Об этой безразличной и голодной Москве поэтесса писала в дневниках и в письмах к друзьям.
В 1921 году поэтесса узнала, что ее муж, который во время гражданской войны воевал на стороне белой армии, жив и решил ехать из Константинополя в Прагу. Она покидает Москву и едет за ним. В ее последних стихах, написанных в этом городе до отъезда за границу, возникала хмурая, застывшая и окаменевшая Москва. Это уже не родная Москва Цветаевой, а весь залитый кровью людей город.
Вот они тесной стальной когортой,
К самой кремлевской стене приперты,
В ряд
Спят .
Но и этот город остается любимым, хотя и одновременно ненавидимым.
Первородство - на сиротство!
Не спокаюсь.
Велико твое дородство:
Отрекаюсь.
Тем как вдаль гляжу на ближних -
Отрекаюсь.
Тем как твой топчу булыжник -
Отрекаюсь .
Однако поэтесса так и не смогла навсегда забыть о Родине…
В 1939 году Марина Цветаева возвращается в СССР, в Москву. Москва предстала перед ней негостеприимной, жестокой и властной. Этот город теперь забрал у нее все. У поэтессы началась депрессия: у нее не было своего уютного жилья, мужа и дочь арестовали, и жизнь потеряла для нее всякий смысл. Теперь Цветаева днями простаивала в очередях в тюрьму, чтобы передать посылки близким ей людям. Москва мстила ей, мстила за то, что она когда-то решилась покинуть ее. В августе 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством.
Похожие статьи:
Анализ легенды о Ларре из рассказа М.Горького "Старуха Изергиль"
Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ "Старуха Изергиль", ...
Синтаксические особенности исследованного текста. Члены
предложения и способы их выражения. Подлежащее. Способы
его выражения
В большинстве случаев подлежащее в древнерусском языке выражалось существительным: и нападе страх на Святополка; возмутися море; кровь брата моего вопиеть. Подавляющее большинство существительных представлено именами собственными (Михаил ...
Теоретические основы сатиры как жанра. Черты сходства
и отличия юмора и сатиры в художественной литературе
Смех вызывается тем, что мы неожиданно обнаруживаем мнимость соответствия формы и содержания в данном явлении, что разоблачает его внутреннюю неполноценность. Белинский видел его основу в несообразности явления с тем, что оно должно пред ...