Разделы


Заключение

Материалы » Образы Москвы в русской литературе ХХ века » Заключение

Москва, по мнению большинства писателей, приведенных выше, не самый лучший город для жизни. Конечно, практически все они приехали в Москву, а не родились в ней. Им пришлось столкнуться здесь со многими бытовыми трудностями, проблемами с жильем, трудоустройством, нехваткой денег. Однако Москва могла не принять даже коренных москвичей. Например, Марина Цветаева после возвращения из эмиграции в Москву покончила жизнь самоубийством. Москва забрала у нее все самое дорогое.

В большинстве произведений Москва, независимо от времени, описывается как грязный азиатский, бандитский, контрастный город. Многим писателям по душе больше европейский Петербург (Петроград, Ленинград) с его широкими проспектами, морским свежим воздухом. Примечательно, что все авторы, чьи произведения были использованы в данной работе, хотя бы раз в своей жизни были в Петербурге. Практически на всех он произвел приятное впечатление. Этот город почему-то всегда ассоциировался с большей свободой, независимостью, революциями, чем с богатством и славой. Москва же есть бедная и богатая, сильная и слабая. Однако Москва одновременно и богомольная, со звонами колоколов, большим количеством монастырей и церквей. Она может быть щедрой и жадной, любящей и суровой, честной и обманчивой, нищей и барской. Самое странное, что такой уклад жизни в этом городе повелся с древних времен. Писателям, приехавшим из деревни, намного труднее ужиться со всеми этими московскими контрастами. Многие так до конца своей жизни к ним и не привыкли. Даже в настоящее время большинство людей недовольны своей жизнью в Москве: сейчас мешают пробки на дорогах, перенаселенность, та же грязь, криминальная обстановка, невнимание со стороны властей, дороговизна продуктов. Мало что изменилось со времен дореволюционной Москвы. Конечно, снесли Хитров рынок, главную крепость бандитов, но такие места, как это, появляются в Москве и сейчас.

Обобщенный образ Москвы – город на границе Европы и Азии, город, непригодный для спокойной жизни, криминальный, грязный и властный. Но есть и один светлый образ – религиозность Москвы, притом религиозность в любые времена, будь то во время существования СССР, до революции или в 2042 году.

[1] Ерофеев, Венедикт Савельевич - www.krugosvet.ru/articles/68/1006837/1006837a1.htm

Похожие статьи:

Морфологические особенности текста
В старославянском языке имелись определенные особенности морфологии, что находило своё отражение на уровне всех частей речи. Наибольшие отличия в сравнении с современным русским языком коснулись глагола, местоимения и прилагательного. Эти ...

Концепции символа
Первые концепции символов были выработаны самими представителями данного направления. В России одним из теоретиков символизма становится Андрей Белый. В своей статье «Эмблематика смысла (предпосылки к теории символизма)» 1910 года он пыта ...

Критика «Кориона» и распад елагинского кружка
В работе Кочетковой также приводится свидетельство Лукина, что «Корион» Фонвизина, «Русский француз» Елагина и пьеса Ельчанинова «Награжденная добродетель» «вытерпели жестокое нападение». «Хотя оное совсем неосновательно было, - писал Лук ...