На земле СмоленскойСтраница 2
В марте же 1921 года Пришвин входит в уездный музейный совет как председатель от «этнографического общества». Кроме того, перед поездкой на Смоленщину он заручился у А.В. Луначарского мандатом на собирание фольклора. Об этом рассказывается в автобиографическом очерке «Охота за счастьем».
Работая учителем, теснейшим образом соприкасаясь с народом, Пришвин на Смоленщине переосмысливает и свои былые писательские устремления. Здесь в Алексине он продолжал вести дневник, в котором 26 мая 1920 года делает примечательную запись: «Нам, писателям, нужно опять к народу, надо опять подслушивать его стоны, собирать кровь и слезы и новые души, взращенные его страданием, нужно поднять все прошлое в новом свете».
Отсюда и новый подход Пришвина к этнографии, занятия которой использовал на уроках. Как педагог, он переосмыслил саму методику преподавания истории словесности, о чем говорится в «Школьной робинзонаде». Если в дореволюционной школе это «считалось труднейшим делом», так как было оторвано от действительности, то теперь, наоборот, с помощью учителя «становится самым близким предметом».
Пришвин привлекал к занятиям «местные песни и сказки, свадебные обряды, лесные поверья». Он использовал местный этнографический словарь В.Н. Добровольского, произведения русских классиков: Чехова, Бунина и других писателей. Не последнюю роль в преподавании сыграло литературное дарование педагога. Так, изучая свадебный обряд, он пытался даже написать инсценировку «и разыграть пьесу с учениками».
В связи с поисками новых методов преподавания Пришвин расширил и углубил определение краеведения, постоянно прибегая на уроках к окружавшей его действительности. И это давало свои положительные результаты, на основании которых, может быть с некоторым увлечением, он пришел к выводу, что «Краеведение . есть прежде не только наука, оно, вероятно, есть настолько же искусство, вообще оно не так аналитическая как синтетическая деятельность человека».
В очерке «Школьная робинзонада» писатель сокрушался о том, что изучением родного края в деревне не занимается никто - ни учителя, ни доктора, ни юристы, ни журналисты. Между тем в Германии в Лифляндии «школьный работник . высосал решительно все из местного края, и там весь вопрос состоит в расширении научного горизонта самого учителя».
М.М. Пришвин решил изменить отношение к краеведению в Алексинской школе. Он составил целую программу изучения родного края. Вот как она выглядела: I. Природа верхнего Приднепровья:
1). Формы поверхности и строение земной коры.
2). Климат.
3). Растительный и животный мир.
П. Население:
1). История края.
2). Этнография.
3). Промыслы.
4) Пути сообщения. Практические занятия: фотография, этнографические записи, музейное дело, раскопка кургана.
В повседневной педагогической практике данная программа осуществлялась писателем с настойчивой последовательностью через содержание обучения.
Писатель начал изучение словесности с записывания вместе с детьми деревенских песен и сказок, свадебных обрядов и лесных поверий. Для этого он использовал знаменитый этнографический сборник Добровольского. Собранный материал классифицировался и изучался в классе.
М.М. Пришвин, опираясь на исторические труды Ключевского, составлял рассказы из жизни лесного и степного народа и проводил на их основе уроки словесности. Там же дети знакомились с древними обрядами и обычаями славян.
Программа по изучению родного края осуществлялась и другим путем - через экскурсии в музей усадебного быта. Ученики охотно посещали музей и слушали рассказы учителя о портретах Петровской эпохи, он им показывал диковинные вещи - «драгоценный бювар с колонками слоновой кости, всякие шифоньерки, шкафчик с французскими писателями XYIII века».
Среди экспонатов были охотничьи рога, картины, дуэльные пистолеты, ружья. Наличие этих музейных предметов подтверждается сохранившимся реестром шести предметов, возвращенных из смоленских запасников в марте 1921 года.
Похожие статьи:
Гоголь
Николай Васильевич Гоголь (1809—1852) завершил чрезвычайно важный для русской литературы XIX в. поворот к прозаическим жанрам—повести и роману. Первое значительное произведение Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831—1832 гг.) вводи ...
Воспитание чувств. Роман
(1869)
Фредерик Моро — сын провинциальных буржуа, пытающийся утвердить себя в Париже. В 1840 г. восемнадцатилетним студентом, возвращаясь на речном пароходе из столицы к матери, он сводит знакомство с парижским торговцем художественными изделиям ...
Имморалистические идеи в «Тяжёлых снах» Федора Сологуба
Уже в первом своём большом прозаическом произведении – в романе «Тяжелые сны», Федор Сологуб выражает своё миросозерцание именно через призму имморализма, подражая традиции Ф. М. Достоевского, реализованной в романе «Преступление и наказа ...