Художественные средства и поэтические приемы «творчестве.Страница 2
Раю эсрар башиндин аягин киран киз (31-8).
Хиркати употребляет и другие сравнения:
Каддин гулбун, йузун гул, кашларин савсан, козун бадам,
Киши бир топ шакарда тапмади гулзар ман янлиг (36-12).
В этом двустишии поэт стройность стана любимой сравнивает со стеблем цветка; Лицо - цветок, брови - лепестки цветка, ирис (савсан). (Ирис - по-гречески - радуга). цвет ирис
В следующих строках Хиркати сравнивает стан красавицы с:
молодым деревцем (или финиковой пальмой): (6-4)
молодой ветвью, побегом: (65-4).
свечой: (12-4).
Самое большое число сравниваемых предметов и явлений у Хиркати относится к глазам любимой. Их около двадцати:
Звезда:(1-1) Камфора: (3 7-6)
Разбойник: (4-3) Луна: (47-2)
Родник: (9-1) Облако: (1-3)
Охотник: (19-3) Палач: (65-2)
Венера: (31-5) Изумруд: (76-8)
Огонь: (34-4) Кровопийца: (84-1)
Миндаль: (36-12) Соломорезка: (65-1)
Черные глаза поэт сравнивает с бедой, несчастьем, слезы - кровью, яхонтом, бусинами, рубином. Лицо возлюбленной Хиркати сравнивает с луной, солнцем, розой (12-4, 5-3, 21-1, 34-3, 57-12, 9-2, 83-4), а также с
Луч светильника: (6-5) День, ночь: (71-1)
Огонек: (20-2) Рай: (58-2)
Бутон: (25-1) Гранат: (84-7)
Луч, цветник: (2-6)
Уста возлюбленной Хиркати украсил сравнениями, взятыми также с реальной жизни. Одно из наиболее распространенных сравнений в классической поэзии Востока - это яхонт. Другие сравнения:
Родник: (2-6) Вино: (50-1)
Источник жизни: (7-2) Огонь: (82-5)
Соловей: (64-1) Сахар: (61-3)
Бутон: (22-7) Чаша: (84-9)
Чаша жизни: (11-3) Прозрачная вода: (65-9)
Цвет вина: (25-3)
Одним из объектов сравнения в поэзии Востока - это ресницы красавицы. Сравнение ресниц возлюбленной со стрелами встречается у многих поэтов разных времен. Так, Навои, помимо употребления такого сравнения, считает счастьем, если стрела эта ранит его. Вот что говорит он в одной из своих газелей:
Ярамдин чекарга окин саий килман,
Ки пайкан сузук ичра махкам болуптур.
Или:
Ичимдин ничук тарткайлар окин ким,
Конул коймасун жан мадад хам болуптур.
Почти же признания читаем у Хиркати:
Таш карап башига тартип я кашин кирфик окин,
Атса мандурман нишана чун мана жанандур (14-4).
Иногда поэт с завистью, досадой глядит, как возлюбленная налево-направо пускает свои стрелы-ресницы, будто пренебрегает она им (25-2).
Хиркати сравнивает ресницы любимый с колючкой, мечом, кинжалом, ланцетом, пером, войском, метлой, греблей, зарослями кипариса (18-3, 6-3, 13-1, 8-3, 1-6, 7-8, 28-2, 59-7, 22-3).
Следующий объект сравнения - брови - схож с ресницами красавицы. Точно так же, как и ресницы, Хиркати сравнивает брови возлюбленной с кинжалом, саблей, ланцетом, луком. Более всего брови сравниваются с луком:
Дилбаримнин олтурурга каши яси озгача,
Мин масих шагирди тиргузмак дуаси озгача. (81-1)
Иногда брови и ресницы идут рядом в одной строке (8-3, 11-4, 39-9, 65-2, 68-1), они не разделимы.
Другие сравнения:
Кинжал: (82-3)
Клинок: (20-2)
Меч: (78-7)
Хиркати сравнивает брови также с михрабом (ниша в мечети, указывающей направление к Мекке), серпом луны, савсаном (ирис)
Похожие статьи:
Нормы произношения
Литературное произношение - один из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание. Известно, что неправильное произношение отвлекает внима ...
Литературный язык в 30–40-е годы XIX века
Укрепляющиеся нормы литературного выражения, начало которым было положено в творчестве А.С. Пушкина, развиваются и обогащаются в литературных произведениях, в научных сочинениях, в политических трактатах деятелей 30–40-х годов XIX.
В эти ...
Общая характеристика безличных предложений
Безличные предложения– предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Сказуемое в безличном предложении выражается чаще всего безличным глаголом, личной формой безличного глагола, неопределённой формой и др.
Безли ...