Нравственные проблемы в романе « Разгром»
Действие в романе "Разгром" происходит в партизанском отряде на Дальнем Востоке. Однако хотя герои Фадеева на стороне большевиков, писатель вовсе не вводит в роман их рассуждения о власти, Боге, старой и новой жизни. Весь исторический и культурный контекст ограничивается упоминанием "Миколашки", Колчака, японцев и максима - листов. Главное, что занимает писателя,- изображение самой жизни партизан: мелких и крупных происшествий, переживаний, размышлений. Герои Фадеева вроде бы вовсе не борются за светлое будущее, а живут ближайшими, конкретными интересами. Однако попутно они решают сложные нравственные проблемы выбора, проверяются на прочность внутреннего стержня.
Поскольку главное для автора - внутренний мир героев, событий в романе очень мало. Завязка действия возникает лишь в шестой главе, когда командир отряда Левинсон получает письмо от Седого. Отряд приходит в движение, получают объяснение слова повествователя в третьей главе: «Трудный крестный путь лежал впереди". На этих "путях-дорогах» (заглавие двенадцатой главы) партизан ждут вода, огонь, ночь, тайга, враги - как внешние преграды, так и внутренние препятствия и конфликты. Действие романа строится на сюжете преодоления и сюжете испытания.
В сюжете испытания крупным планом даны два эпизода с корейцем и раненым Фроловым. Чувствуя за собой полтораста голодных ртов, Левинсон с болью в сердце конфискует свинью корейца, понимая, что обрекает его и его семью на голодную смерть. Не первый раз в русской литературе встает вопрос о том, что тяжелее на весах человечности: жизнь одного или жизнь многих. Раскольников в романе Достоевского "Преступление и наказание" пытался свести проблемы нравственности к простой арифметике и убедился, что никто не вправе лишать другого жизни, даже если смерть ничтожнейшего и бесполезнейшего повлечет за собой благоденствие многих. Фадеев вновь обращается к этой ситуации и ставит своего героя на место Раскольникова, предоставляя ему право выбора.
По приказу Левинсона врач Сташинский дает яд смертельно раненому партизану Фролову. Тот воспринимает смерть как долгожданное избавление, как последний человеческий поступок по отношению к себе. При описании отравления Фролова Фадеев фиксирует нервную, истерическую реакцию Мечика, не приемлющего такого открытого убийства. В обоих эпизодах Фадеев воспроизводит этически неразрешимую ситуацию. В романе царят законы военного времени. Фролов обречен: он или умрет, или будет убит врагом. Выбор, который делает Левинсон, в таком случае предстоит не между добром и злом, а между двумя видами зла, причем даже неясно, какое из них -меньше. То же самое можно сказать и об эпизоде со свиньей корейца. Жалость Мечика понятна, но неконструктивна. Романтик, интеллигент, он чувствует там, где надо что-то делать выбирать. Возможно, именно неумение выбирать, брать ответственность за поступок на себя приводит Мечика к предательству. В критической ситуации встречи с врагом лицом к лицу именно Мечик, а не бесшабашный разгильдяй Морозка не может пожертвовать своей жизнью и спасти товарищей. Морозка геройски погибает, как раньше это делает Метелица, а Мечик спасает себя. Никакие красивые фразы не оправдают теперь его в собственных глазах.
Итак, всего полторы сотни страниц потребовалось Фадееву, чтобы воссоздать в своем романе вечные ситуации нравственного выбора, показать, какими непростыми путями стремится человек к лучшему. Граница между добром и злом пролегает в сердце каждого фадеевского героя. И нравственная жизнь изображенных им партизан оказывается такой же сложной, как жизнь дворянских интеллигентов Льва Николаевича Толстого.
Похожие статьи:
Знакомство Чичикова с городом NN (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
«В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная бричка… В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы ...
Почему я выбрала тему «Печорин как Герой своего времени»?
Вот книга, которой суждено никогда не стареться, потому что, при самом рождении её, она была вспрыснута живою водою поэзии! Эта старая книга всегда будет нова…
Перечитывая вновь «Героя нашего времени», невольно удивляешься, как всё в нё ...
М.В. Ломоносов – дорога поэта.
Сын государственного крестьянина, Михаил Ломоносов вырос в условиях северорусской культуры, тесно связанной с традициями допетровской Руси. Он рано научился грамоте, прочёл всё книги, какие мог достать; к 14 годам уже изучил «Арифметику» ...