Разделы


Анализ функционирования мотивов в стихотворениях «Берег и я», «От знаков миг», «Лес качает вершинами», поэме «Месть»
Страница 1

Материалы » Мотив природных стихий в творчестве Даниила Хармса » Анализ функционирования мотивов в стихотворениях «Берег и я», «От знаков миг», «Лес качает вершинами», поэме «Месть»

Для того чтобы провести целостный анализ мотива в творчестве автора, нам необходимо найти этот мотив в каждом из выбранных произведений, выделить идеи, связанные с ним и выводы объединить в общее заключение.

Название стихотворения «Берег и я» дает нам возможность определить:

- в стихотворении присутствует необходимый нам для изучения мотив природы;

- природная стихия воды в данном стихотворении выступает в роли героя, т. к. автор ставит лирического героя и стихию в один ряд.

В тексте лирический герой роднится со стихией воды, находит все больше связывающих признаков:« .мы с тобой не старики, нам не надо разных каш .». Герой «беседует» с берегом быстрой реки, то есть с водной стихий он не ведет никакой борьбы, не испытывает ни страха, ни благоговения, только уважение. В стихотворении раскрывается тема поэта и поэзии с помощью образа водной стихии. Герой живет в гармонии с ней, она дает ему определенную силу, вдохновение. Строки «Мы с тобой, должно быть, маги, Разрушаем время песней .» говорят читателю, что лирический герой — поэт, что сближает его с автором. Так что все основные мысли героя можно рассматривать как авторские идеи.

Также в стихотворении присутствует стихия огня, хотя и упоминается она только единажды: «От огня и нежной влаги Все становится прелестней». Мы видим, что лирический герой — философ-художник(по классификации Кувшинова) — также в гармонии со стихией огня. Он не может также обратиться на ты к стихии огня, у него не хватит на это человеческих сил. Значит, огонь для автора обладает большей силой, чем вода.

Авторская позиция заключается в том, что поэт неразрывно связан с природой, и творческий процесс связан с «духовным приближением» к стихиям огня и воды.

Название стихотворения «От знаков миг» говорит о присутствии мотива вечности. Событийная сторона происходит будто бы в остановленном времени. Широко раскрыт мотив природных стихий земли и воздуха.

Текст построен в форме диалога главных героев. Их разговор — спор о том, какая стихия «лучше».

Героиня — обитательница земли морковь - привязана к земле физически (корнями) и, как выясняется, психологически. Она вроде бы и хочет летать, но когда у нее появляется такая возможность, отступает.

Герой — всех сын, легко летающий по воздуху и любящий свободу, - отдает должное опыту земных обитателей, но придерживается мнения, что источник такой мудрости — «многолетнее безделие», и у него не возникает желание воспользоваться этим источником.

Силы стихий земли и воздуха равны: обитательница земли морковь остается на своем месте, и «вертопрах-злодей» всех сын, не отступает от своих идей. Но автора не устраивает ситуация, в которой человек в гармонии исключительно с землей, забывает про другие природные силы и не стремится к ним. В стихотворении «От знаков миг» автор на стороне воздушной стихии. Морковь предстает аморфной и трусоватой героиней. Люди, похожие на эту героиню, не глупы, а скорее умны и опытны, но они «приземленные», не стремятся к высоким целям. Они лишь созерцают происходящие вокруг события и не используют своих знаний.

С мотивом стихии воздуха связаны темы странствий («Слышу я французов опыт земледельческих расчетов, англичан возмущение за травлю быка») и свободы («Она летит вокруг солнечного шара без малейшего трения»). С мотивом стихии земли — проблема духовной и физической закрепощенности.

В шести строках стихотворения «Лес качает вершинами» присутствуют мотивы всех четырех стихий. Автор изображает не пейзаж, а картину устройства мира. В нем просматривается своеобразная «иерархия» стихий. Это стихотворение — подведение итогов долгих размышлений автора, обличение множества мыслей в несколько сформулированных идей. Поэтому лирический герой — человек, которому дано понять значение природных сил в жизни, в течении времени. Он спокоен, уверен, «расставляет все по своим местам».

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Проблематика публицистических статей В.Г. Распутина. Экологическая тема в прозе и публицистике
Взаимосвязь природы с судьбой человека занимают в творчестве В.Г. Распутина определяющее место. Любое произведение писателя отражает эту предопределенную связь природы, общества и человека. У В.Г. Распутина к природе особое отношение. &qu ...

Движение мелодии и фразовые ударения
Мелодическая картина устной интерпретации баллады дополняет общее эмоциональное содержание произведения. Большинство синтагм, содержащих авторскую речь, оформлены прогредиентным движением мелодии, благодаря чему нарастает напряженность, у ...

Вывод
Исследователи стиля Гоголя, как и его комизма, указывали на ряд этого рода излюбленных им «приёмов», на его пресловутые «алогизмы», гротеск, гиперболу, литоту и мн.др. Алогизмы у Гоголя усматриваются редко, так как его гротеск именно по п ...