Анализ функционирования мотивов в стихотворениях «Берег и я», «От знаков
миг», «Лес качает вершинами», поэме «Месть»Страница 2
Лес — порождение земли. Он движется под воздействием воздушной стихии, но сами деревья связаны, не могут покинуть своего места.
Взаимодействуют стихии воздуха и воды (« .Люди ходят с кувшинами, ловят из воздуха воду»), воздуха и огня (« .Огонь любит воздушную свободу .»).Опять же со стихией воздуха сопоставляется понятие «свобода». Но, все-таки, огонь будто нисходит до воздушной стихии. Огонь является наивысшей, самой непостижимой стихией (« .Гнется в море вода. Но не гнется огонь никогда .»).
Поэма «Месть» интересна в первую очередь подбором героев: Писатели, Апостолы, Фауст, Маргарита, Бог. Но чем неожиданнее Хармс подбирал героев, тем интереснее следить за их переживаниями, репликами. Но удивляет единственная в поэме реплика Бога: «Куф, куф, куф. Престол гелинеф. Херуф небо и земля, Сераф славы твоея.» В "Записках и контрзаписках" Хармса есть следующие строки, объясняющие читателю употребление такого языка в связи не только с героями, но во многих произведениях и с природными стихиями: «Для меня речь шла о некотором крушении реальности. Слова становились звуковыми оболочками, лишенными смысла; персонажи, разумеется, были также лишены их психологии, и мир являлся мне в необычном свете, может быть, даже в истинном свете, вне интерпретаций и произвольной причинности».
Автор рассматривает темы творчества и судьбы. У Хармса герой — Фауст — реальный. Он жаждет «отомстить» писателям, которые создали его таким, «заранее прописали его судьбу». Такой сюжет наводит читателя на размышление над следующими вопросами: Не прописана ли какими-либо писателями и наша судьба? И оправдано ли такое творчество, которое меняет судьбы людей? На первый вопрос каждый сам находит для себя ответ. А на второй дает свой ответ автор: творчество всегда меняет судьбы, так как настоящему поэту иногда доступны природные силы, в такие моменты и создаются произведения.
В данной поэме интересующий нас мотив первый раз появляется в реплике писателей, которые связывают себя со стихиями воздуха, воды, огня (« .мы воздух глотаем, над нами гроза .»).
Вторично тема реализуется в реплике апостолов, которая удивляет своей прямотой: «Огонь, воздух, вода, земля». Если сопоставить ее с предыдущей репликой этих героев («Это ров, это мров, это кров наших пастбищ и коров .»), то получается, что апостолы расставляют все в мире по своим местам, «придавая структуру» и природным стихиям. Произносят стихии в порядке иерархии, будто спускаясь по лестнице. Апостолы возвращают гордых писателей на землю, советуя им не стремиться к другим стихиям. Природные силы в устах апостолов — проявление божественности.
В устах Маргариты архангелы воскресают из воды. Мотив очищения, воскресения с помощью водной стихии встречается и в других произведениях Хармса, в том числе и в дневниках (« .Когда человек вышел из воды и чист .»). Далее в ее же уста Хармс вкладывает термин «бестелесны». Эта «бестелесность» является проявлением божественности, относится к «светлым началам», в том числе и к природным силам.
Как высшая сила, несущая вдохновение — огонь. Упоминается она в обращению Фауста к писателям: « .В них смыслы ходят, как огонь».
Особенно интересна для нашего исследования классификация творческих деятелей на «водяных» и «огненных». Хармс разделил их исходя из того, какое ощущение возникало у него от прочитанного (увиденного, услышанного) произведения. С этим связана идея прихода вдохновения по Хармсу. Вот отрывок из письма Хармса Друскину: «В часах что-то стукнуло, и ко мне пришли вестники. Я не сразу понял, что ко мне пришли вестники. Сначала я подумал, что испортились часы <…>Минутная стрелка стояла на девяти, а часовая около четырех, следовательно, было без четверти четыре. <…> Тут я понял, что ко мне пришли вестники, но я не могу отличить их от воды. Я боялся пить эту воду, потому что по ошибке мог выпить вестника. <…> Но я не мог найти воды. Я ходил по комнате и искал ее. <…> Я стал шарить под шкапом и под кроватью, думая хотя бы там найти воду или вестника.» Вестники в данном случае — символ вдохновения. Судя по классификации и тексту письма появление вдохновения связано с минутным пониманием сути существования природных стихий, которое философ-художник не может вызвать сам, он должен лишь ловить моменты, когда «приходят вестники».
Похожие статьи:
Образ Клима Самгина в романе М. Горького
Образ Клима Ивановича Самгина имеет огромное, еще не в полной степени оцененное, национальное и мировое значение. Это наиболее сложный, емкий и психологически тонкий образ во всем творчестве Горького. В романе нет ни одной сюжетной линии, ...
Первичные жанры
Первичными эти жанры называются потому, что они служили строительным материалом для объединяющих жанров.
Первичные жанры:
– Житие
– Слово
– Поучение
– Повесть
К первичным жанрам также относят погодную запись, летописный рассказ, лет ...
Нравственные проблемы в романе « Разгром»
Действие в романе "Разгром" происходит в партизанском отряде на Дальнем Востоке. Однако хотя герои Фадеева на стороне большевиков, писатель вовсе не вводит в роман их рассуждения о власти, Боге, старой и новой жизни. Весь истори ...