Прямой комплимент.
Построение прямого комплимента достаточно стандартно. Он, в основном, имеет трехчастную композицию: обращение, собственно сообщение и мотивацию, т.е. детальную характеристику объекта:
v Людмила Ивановна, Вы на самом деле очень красивы. Ни у кого я не видела таких роскошных волос и выразительных глаз!
В качестве обращения могут выступать:
¨ одночленная номинация, представленная именем адресата:
v Леночка, вы как всегда очаровательны!
¨ двучленная номинация, состоящая из имени и отчества:
v Елизавета Сергеевна, Вы замечательный начальник, добрый и отзывчивый человек!
¨ подлежащее – местоимение:
v Ты сегодня очень хорошо выглядишь.
¨ дополнение – местоимение:
v Вам к лицу этот цвет.
Следует, пожалуй, отметить, что обращение в комплименте к адресату по фамилии для русской речевой культуры не свойственно. Кроме того, одночленная номинация, состоящая только из отчества, допустима лишь в тех редких случаях, когда между коммуникантами существуют близкие отношения, поскольку это придает высказыванию оттенок фамильярности:
v Васильевна! Ты замечательная женщина!
В комплиментах, которые произносятся при приветствии, встрече, обращение может отсутствовать:
v Привет! Как дела? Выглядишь потрясающе! И такая загорелая!
Довольно часто в прямых комплиментах мотивация отсутствует:
v Вы поразительно интересный человек!
v Вы замечательный собеседник.
Для комплиментов, в структуру которых входят краткие прилагательные, характерно употребление интенсификаторов качества так
, как
, для комплиментов с полными прилагательными – такой
, какой
. Они придают комплиментам эмоционально-экспрессивный оттенок и восклицательную интонацию:
v Мне хотелось бы почаще общаться с Вами. Вы такой приятный собеседник!
v Вы так умны и эрудированы!
Очень часто в прямых комплиментах используются распространители, указывающие на время:
v Вы, как всегда, очаровательны.
v Сегодня вечером Вы как-то особенно красивы.
Широко используются качественные прилагательные в сравнительной и превосходной степенях:
v Просто не верится, что спустя столько лет Вы стали еще прелестнее, чем были раньше.
v Вы очаровательнейшая женщина!
Под воздействием закона усиления в комплименте часто употребляются гиперболы, сравнения, градация.
Примером использования гиперболизации могут являться следующие комплименты:
v - Вот Вы, слава Богу, такая же…
- Какая такая?
- Не старитесь: такая же красавица! Знаете, я не видел такой старческой красоты никогда. (Гончаров 1989: 90)
v Вот кто такая наша милая именинница? Она – возмутитель спокойствия восточных стран. Объясню. Если бы Магомет знал эту прекрасную женщину, он разогнал бы свой гарем, отменил бы многоженство и посвятил свою жизнь ей одной. (Застольные тосты 1997: 89)
Сравнения могут быть представлены по-разному:
¨ адресата сравнивают с каким-либо литературным персонажем:
v Вы наблюдательны как сам Шерлок Холмс!
v Вы воистину обладаете терпением и верностью Пенелопы!
¨ адресата сравнивают со знаменитыми людьми, авторитет которых всенародно признан:
v Этот юный Моцарт необычайно талантлив ( Телепередача “Утренняя звезда”)
v Вашему чувству юмора позавидовал бы даже Джером К.Джером!
Градация:
v Знайте, что не только Ваша красота сделала меня вашим поклонником. Меня пленил Ваш ум. И Ваши прекрасные душевные качества [В.Г.Белинский – М.В.Орловой 1990: 481 ].
v Я хочу признаться в любви к Любови Архиповой. Для меня она является воплощением великой женщины, великой актрисы, великой певицы. Ничего кроме восхищения и поклонения она вызывать не может (С.Белзс – Л Архиповой, телепередача “Город женщин”).
Объектами прямых комплиментов могут стать:
¨ Одежда, прическа, внешность собеседника:
v Вам к лицу эта прическа.
v С такой безупречной фигурой на Вас хоть мешок одень, он будет смотреться элегантно!
¨ Положительные качества собеседника:
v Вы очень талантливы.
¨ Положительная оценка действий, поведения собеседника:
v Я бы не смог более тактично поступить в этой ситуации, чем Вы.
Похожие статьи:
Е.А. Баратынский. «Разуверение»
Баратынский не принадлежит к тем поэтам, творческая эволюция которых видна с первого взгляда — от неумело-беспомощных стихов к зрелым произведениям. В его поэтическом наследии мы не найдем в принятом понимании ученического периода, пробы ...
Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова
Лирика Лермонтова, как писал Луначарский, — “это последнее эхо декабрьского восстания”. Его по праву можно назвать одним из основоположников реализма в русской литературе. Его лирика носит революционный характер, в ней выражен протест про ...
Вступление
Когда руки твоей столь милыми чертами
Мой взор был поражен — вся сладость прежних дней,
Все незабвенные часы любви твоей…
Любовь… А что такое любовь? Наверное, каждый человек не раз задавал себе этот вопрос. И я не обошла его стороной. ...