Разделы


Косвенный комплимент.

Материалы » Комплимент как риторический жанр » Косвенный комплимент.

В косвенном комплименте реализуется способность адресанта к нестандартному мышлению и его адекватной вербализации.

В этой группе комплиментов можно выделить несколько подвидов.

¨ Адресант хвалит не самого адресата, но то, что ему дорого:

v Какие у Вас красивые дети! Своими голубыми глазками и светлыми кудряшками они удивительно напоминают ангелочков! Бесплатная отправка смс в беларусь SMSp.by.

v В Вашем офисе с поразительной силой ощущается положительная энергетика.

¨ Похвала относится к адресату опосредованно:

v У меня была знакомая – восхитительнейшая женщина. Вы удивительно похожи на нее!

v Рядом с Вами я особенно остро ощущаю, сколько у меня недостатков!

v Он – живой портрет своего отца. 30 лет назад никто не мог соперничать с ним! [ Бенцони 1992: 25 ].

· Адресант отмечает то положительное воздействие, которое оказывает на него адресат:

v Когда я говорю с Вами, я всегда чувствую, что сам лучше становлюсь, умнее, благороднее как-то [ Достоевский 1970: 94 ].

v Когда я одеваю твои вещи, то понимаю, что жизнь прекрасна. (Л.Гурченко – В.Юдашкину).

¨ Адресат хвалит какие-либо достижения адресанта:

v Довольно тяжело что-нибудь пожелать человеку, у которого творческих достижений в тридцать лет больше, чем у некоторых под конец жизни… (А.Буйнов – В.Юдашкину)

¨ При похвале адресант ссылается на общепризнанные закономерности, на сентенции, которые показывают собеседника в выгодном свете:

v - Кто выйграл?

- Володька… Случайно!

- Случайность – частный случай закономерности! ( Из кинофильма “Самая обаятельная и привлекательная”)

v - Не волнуйся, если задержусь на работе. У меня там не все ладится.

- Ну, ладится только у ремесленников. Талантливые люди находятся в вечном поиске. (Из кинофильма “Самая обаятельная и привлекательная”).

Так же, как и в прямом комплименте, структура косвенного комплимента включает в себя:

¨ обозначение адресата при помощи местоимения, имени или имени и отчества:

v Не дать Вам возможности петь – это просто преступление! (Телепередача “Старый телевизор” Комплимент Алле Пугачевой);

v Ирина, скажите, что Вам доставляет большее удовольствие: когда Вы покоряете собеседника красивой внешностью или же неординарным складом ума? (Телепередача “Я сама”. Юлия Меньшова – Ирине Хакамаде);

v Александр Васильевич, скажите, в чем секрет актерской популярности? (Телепередача “Пока все дома”. Комплимент А.В.Маслякову);

¨ объект похвалы или повод для одобрения, его положительную оценку, выражаемую качественными прилагательными и наречиями:

v Я уверен, что при помощи таких замечательных специалистов решатся многие наши проблемы.

v Уверена, что ты хороший учитель, но тебе все равно нужно переквалифицироваться! Так накрыть стол!

Косвенные комплименты могут как обладать, так и не обладать мотивировкой:

v - Какие у Вас интересные пальцы! Вы, случайно, не виолончелист?

- …

- Ваши длинные трепетные пальцы говорят о тонкой душевной организации (Кинофильм “Самая обаятельная и привлекательная”).

v - Я очень люблю одиночество.

- А я его нарушил, помешал Вам.

- Нисколько. Мне с Вами также хорошо, как и в одиночестве.

Для косвенных комплиментов характерно использование тех же тропов, что и в прямых комплиментах: градации, сравнений, гипербол.

Градация:

v Я люблю бывать в Вашем доме. У Вас всегда так чисто, уютно, спокойно!

Гиперболизация:

v Ни за что бы со всем этим не справилась, если бы не такой помощник!

Сравнения:

v Люди, обладающие такими же глазами, как Вы, просто не могут быть плохими. У дурных людей никогда не бывает таких прекрасных глаз.

v Когда я был ребенком, то часто спрашивал себя, что же услышал привязанный к мачте своего корабля Одиссей в то время, как у его спутников уши были залеплены воском. Он умолял развязать его, чтобы броситься в море и плыть на голос сирены. Теперь я понял, что он испытал.(Комплимент сделан по поводу прекрасного исполнения собеседницей музыкального произведения. Бенцони 1992: 178).

Похожие статьи:

Мотивы и темы творчества Пелевина.
Как уже было сказано, редкий критик заостряет внимание на непосредственно литературоведческой ценности рассказов, повестей и романов В. Пелевина, предпочитая «выводить на чистую воду» его технологические приемы. Но в наиболее серьезных и ...

Влияние опыта мировой классики и современности на творчество Максима Горького
Первый учитель Горького – В.Г. Короленко сразу же обратил внимание на какие-то новые, трудно поддающиеся определению особенности художественной манеры своего ученика. Он сказал Горькому о рассказе «Старуха Изергиль»: «Странная какая-то ве ...

Лексика
Лексический уровень открывает перед повествующим широкий спектр методов работы над смысловой нагрузкой текста: языком персонажей, деталями повествования. Мы попытаемся определить, какие цели ставит перед собой Дарья Донцова, работая с лек ...