Разделы


Потенциальные слова в поэзии Е.А.Евтушенко
Страница 1

Материалы » Потенциальные слова в поэзии Е.А. Евтушенко » Потенциальные слова в поэзии Е.А.Евтушенко

Теперь стоит непосредственно обратиться к проблеме употребления потенциальных слов в творчестве поэта Е.А.Евтушенко.

В начале приступим к анализу потенциальных слов, которые относятся к имени существительному и мотивированы различными частями речи

Особое место в образовании потенциальных существительных занимает суффиксальный способ

Начнем рассмотрение с суффикса –ость. Считается, что суффикс –ость –единственный по существу продуктивный суффикс, регулярно образующий в русском языке нашего времени существительные со значением отвлеченного признака, мотивированные именами прилагательными. Почти от каждого прилагательного можно образовать такое существительное.

В качестве мотивирующих выступают суффиксальные прилагательные с различными морфами суффикса –н-

А после ты любишь, а может быть нет,

а после не любишь, а может быть, любишь,

и листья и лунность меняешь на людность,

на липкий от водки и “Тетры” паркет

(Я старше тебя на твои тридцать три)

Префиксально-суффиксальные прилагательные с приставкой не-:

“Э, братец,

Эта – сложный материал”,-

и я трусливо ускользал в несложность

и, “может быть великую возможность,

любви неразделенной потерял

(Неразделенная любовь)

Не исчезай… Исчезнув из меня,

развоплотясь, ты из себя исчезнешь,

себе самой навеки изменяя,

и это будет низшая нечестность.

(Не исчезай)

Также частотны слова без-(бес-)

Я уезжаю от бездонности,

как будто есть чему-то дно.

Я уезжаю от бездомности,

хотя мне это суждено.

(В вагоне шаркают и шамкают)

Существительные, мотивированные глаголами и образованные при помощи суффикса и образованные при помощи суффикса –ость обозначают действие(состояние):

Когда возникает

беззвездное чувство отчаянности

от тех берегов,

где рассветы с надеждой встречал,

мой милый товарищ,

ей-богу, не надо отчаиваться-

поверь в неизвестный,

пугающе черный кричал.

(Ольховая сережка)

О, кто-нибудь,

приди,

нарушь

чужих людей

соединенность

и разобщенность

близких душ!

(“Когда, плеща невоплощенно…”)

Следует сказать о том, что В.Д.Пятницкий, автор статьи “Их нет в словарях” в журнале “Русская речь”(1969, №3), приводит большой список подобных образований с суффиксом –ость, которые по его наблюдениям, употребляются уже настолько часто, что их следует включить в толковые словари. В своем комментарии к этой статье доктор филологических наук Ю.С.Сорокин подчеркивает, что существующие словари далеко не исчерпывают всего круга таких легко возникающих, вполне возможных и даже достаточно распространенных и обычных образований именно в силу часто формального их характера. (Лопатин В.В,1973, с.83) Имеется ввиду что по свободе своего образования слова на –ость близки уже к формам слова.

Кроме этого группа существительных, образованные с помощью частотного суффикса -ство . Существительные, мотивированные с глаголами с этим суффиксом, обозначают действие по глаголу. В с морфами –ств(о) в качестве мотивирующих в данном случае используются глаголы 1 типа, несовершенного вида, с основой на –а :

Как безудержны мы в лести,

в лобызательстве!

Мы безудержны

И в мести,

и в лизательстве.

(Безудержность).

Существительные, мотивированные прилагательными с этим суффиксом, имеют значение “предмет, явление, характеризующееся признаком, названным мотивирующим словом”:

Допотопство-

иначе сказать не могу-

допотопство.

(Допотопство).

Кроме того, есть существительные, которые мотивированы существительными, они относятся к следующей подгруппе. Данная категория обозначает свойство или занятие лица, названного мотивирующим словом:

… и у этого нашего допотопства

дух жилой полубарства

и полухолопства.

(Допотопство)

Эти слова образованы с помощью элемента полу- по высокопродуктивным моделям. Имеется ввиду “половина от того, что есть”. Полубарство - “половина этого барства”.

Свободно образуются “по заказу” речевой ситуации существительные с так называемыми суффиксами субъективной оценки: например, уменьшительно ласкательными, увеличительными. Если речь идет о более мягком, незначительном предмете, употребляются суффиксы –ишк, -инк, -оньк и др. Например, во многих художественных произведениях часто встречаются слова с суффиксами –инк(а) от именных основ, это является средств, которое создает экспрессивность. Например: сумашедшенка(А.Толстой), чудинка (М.Шолохов). Д.Н.Шмелев говорит об этих словах, что в них “психологическая ассоциация с моделью чаинка ощущается достаточно явно, а стилическая “отмеченность” образований голубинка заставляет в них видеть скорее потенциально возможные, чем реально закрепившиеся слова языка.(А.Г. Лыков, 1976,с.64) Также и у Е.Евтушенко:

Мне бы – только клевера сладинку

на губах застывших уберечь.

Мне бы – только малую слабинку –

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Баллада как литературный жанр
БАЛЛАДА в средние века у романских народов первоначально обозначала песню, исполнявшуюся обычно женщиной, с хоровым и хороводным сопровождением (провансальская balada, итальянская ballata, французская ballade происходят от народно-лат. ba ...

Биография Никула Эркая. Проба пера в печатных изданиях. Начало творческого пути
Никул Эркай (1906 – 1978 Иркай Николай Лазаревич). Родился 22 мая 1906 года в селе Курилове ныне Ромодановского района Республики Мордовия в крестьянской семье. Поэт, прозаик, драматург, переводчик. Заслуженный поэт Мордовии (1960), лауре ...

Эволюция житий и особенности образования агиографического жанра на русской почве. Житие как жанр литературы XVIII века
Житие как жанр средневековой литературы представляет собой сюжетное повествование о человеке, которого церковь за его подвиги возвела в степень “святого”. В основе жития лежала биография героя, чаще всего исторического лица, известного са ...