Эволюция публицистики В.Г. Распутина в советское и постсоветское
время. Публицистика ранняяСтраница 3
В очерках о Тофаларии складываются основы распутинской онтологии. Природа Саян описывается как космос - система, все элементы которой взаимосвязаны и пребывают в состоянии единства. В результате постижения писателем человека и его места в мироздании изменяется понимание природы и места человека в ней. В аборигенах Тофаларии В.Г. Распутин открывает носителей особого - онтологического - типа сознания. Писатель впервые проявляет себя как философ. Об этом свидетельствует художественный очерк "Вниз по течению" (в более поздних публикациях - "Вниз и вверх по течению"), опубликованный в журнале "Наш современник" в 1972 году. Хронотоп пути (возвращение писателя Виктора на малую родину) несет семантику прозрения трагической сути современной жизни и открывает пессимистический взгляд писателя на возможности технократического переустройства действительности. В.Г. Распутин фиксирует отчуждение людей, изменение их духовного облика. Писатель создает два образа мироздания - до затопления Братского водохранилища и после. Центром прежнего бытия является река - основа жизни, разворачивающейся по берегам. Река воплощает могучие силы природы, в сезонных ритмах которой происходит циклическое обновление жизни - сцена грозы и начала ледохода на Ангаре. Река обладает руслом, т.е. упорядоченностью и стабильностью. Воплощаемый ею онтологический принцип порядка транслируется на весь береговой космос, частью которого является и патриархальное общество людей. С другой стороны, река в очерке - метафора самой жизни. Затопление окультуренного пространства, по мысли В.Г. Распутина, становится высвобождением стихии, преодолением в результате человеческой деятельности онтологических закономерностей, естественного устройства мира, свершившийся конец стабильности, надежности и осмысленности человеческого бытия, с чем и связаны апокалипсические мотивы очерка. Его можно считать своеобразным "рубиконом", обозначившим коренную трансформацию мировоззрения В.Г. Распутина в результате осмысления личной духовной драмы (затопление в 1967 году родной деревни Аталанки).
Подводя итог этому краткому обзору публицистики В.Г. Распутина, следует отметить, что его публикации вписывались в официальный "дискурс", т.е. нравственный пафос совпадает с идеологией утопии "оттепельного поколения". В.Г. Распутин в своей публицистике творил образ идеального человека, т.е. нравственного, ответственного и сознательного.
Важным событием этой поры было участие писателя в Читинском зональном семинаре начинающих писателей, где произошла встреча В.Г. Распутина с В. Чивилихиным, который высказал мнение об его рассказах, увидел достоинства и недостатки, оказал моральную поддержку. Писатель вышел тогда с рассказами и очерками на страницы центральной печати - "Огонек", "Комсомольская правда", "Молодая гвардия".
В числе других писатель был рекомендован в члены Союза писателей СССР. По итогам семинара его рассказы "Я забыл спросить у Лешки…" и "Мама куда-то ушла" появляются в выпущенном в Москве коллективном сборнике.
В один год (1966) с "Костровыми новых городов" (часть ее была опубликована в иркутской "Советской молодежи", часть - в газетах Красноярска) в Иркутске был издан сборник рассказов и очерков "Край возле самого неба", выпущенная Восточно-Сибирским издательством. Писатель по этому поводу сказал: "От фактографического очерка я переходил к рассказу, к увиденному и услышанному журналистом я стал как бы добавлять "от себя". Во мне проснулось авторское "я". Я стал ощущать себя наряду с героями моих рассказов и очерков" [44; 167].
Похожие статьи:
Зарубежная литература - полный обзор
Был ли легендарный слепой певец из Малой Азии автором этих эпических сказаний или только прославленным исполнителем? На этот счёт существуют разные точки зрения. Вероятно, поэмы складывались многими народными певцами на протяжении несколь ...
Влияние опыта мировой классики и современности на творчество Максима
Горького
Первый учитель Горького – В.Г. Короленко сразу же обратил внимание на какие-то новые, трудно поддающиеся определению особенности художественной манеры своего ученика. Он сказал Горькому о рассказе «Старуха Изергиль»: «Странная какая-то ве ...
Литература XVIII в. Анализ оды М. В. Ломоносова «На день восшествия Елизаветы
Петровны»
М. В. Ломоносов – великий ученый, поэт. Он стал светилом науки XVIII в. и до сих пор его труды не забываются. Поэзия для Ломоносова – не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного человека, а патриотическая, гражданская де ...