Эволюция политических взглядов писателяСтраница 1
С началом перестройки В.Г. Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу. Писатель протестует против распада СССР, деградации России, разложения государства, предательства культуры и народа. Крылатой формулой контрперестройки стала процитированная В.Г. Распутиным в выступлении на I съезде народных депутатов СССР фраза П.А. Столыпина: "Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия".
Всю критику России со стороны Запада В.Г. Распутин воспринимает как русофобию, т.е. неприятие всего, что составляет своеобразие ее трагической истории. На протяжении долгого времени Россия вызывала недоумение тем, что она не меняла своей веры и пыталась идти своим путем. Чего только о ней не придумывали. О ней говорили, что страна "невежественная, вялая, к творческой и деятельной работе не способная", ее история - это "цепь доказательств ее несостоятельности, неправомочности, незаконности и бездарности" [25; 6].
Современную ситуацию В.Г. Распутин рассматривает как крушение всего государства и атака на русскую культуру и русские богатства. Россия принимает чужие права, чужую культуру, язык, экономику, социальное и политическое устройство - "все то, что навязывалось ей на протяжении долгого времени" [25; 6]. Писатель так высказывается в газете "Литературная Россия" (4 янв., 1992) о содержании национальной идеи: "Какая, говорите, идея спасет Россию…ответ, я думаю, содержится в самом вопросе. Какая идея спасет Китай? - Китайская. Японию - японская. Россию может спасти только российская идея. Все несчастья России происходят оттого, что ей никак не дают жить собственной головой…" [25; 6].
Всего за два с половиной года пала Россия, Союз распался на куски, русские оказались брошенными на произвол судьбы. А страна как при "братстве страдала, так страдает и больше всех теряет при разделе. Снова все издержки за ее счет, снова ее рвут на части и предъявляют права на ее собственность" [25; 6].
Виновником этого распада, по мнению В.Г. Распутина, является предательская власть и слабость оппозиции.
23 июля 1991 года в газетах "Советская Россия" и "Московская правда" была напечатана статья "Слово к народу", за которым стояла КПСС. Это обращение ряда видных государственных и политических деятелей, представителей творческой интеллигенции страны: Ю. Бондарев, В. Варенников, Г. Зюганов, А. Проханов, В. Стародубцев, В. Распутин.
Авторы Обращения к жителям страны, выступая с критикой политики Б.Н. Ельцина и М.С. Горбачева, призывали предотвратить распад СССР и создавать оппозиционные движения: "Родина, страна наша, государство великое, данные нам в сбережении историей, природой, славными предками, гибнут, ломаются, погружаются во тьму и небытие… И эта погибель происходит при нашем молчании, попустительстве и согласии" [33; 7].
Подписавшие Обращение взывают к представителям всех профессий и сословий: "Очнемся, опомнимся, встанем и стар, и млад за страну" [33; 8].
"Слово к народу" - это призыв к созданию народно-патриотического движения, где каждый, обладая своей волей и влиянием, соединится во имя высшей цели - спасения Отчизны: "Сплотимся же, чтобы остановить цепную реакцию гибельного распада государства, экономики, личности, чтобы содействовать укреплению советской власти, превращению ее в подлинно народную, а не в кормушку для алчущих, готовых распродать все и вся ради своих ненасытных аппетитов, чтобы не дать разбушеваться занимающемуся пожару межнациональной розни и гражданской войны… Не время тешить себя иллюзиями… пора отряхнуть оцепенение, сообща и всенародно искать выход из нынешнего тупика" [33; 8]. Это письмо впоследствии объявили идеологической основой путча в августе 1991 года.
Никогда не искавший благосклонности прежней власти, В.Г. Распутин и теперь был верен себе и проявил консерватизм. Он смотрел не со стороны новых политических групп, обещавших очередное светлое будущее, а со стороны того, что могло спасти страну от хаоса. И пришел к выводу, что обновленная, сменившая курс на более близкий народным интересам (последнее постановление по Байкалу, отказ от поворота рек, отмену запрета на религию) партия коммунистов и есть эта сила.
Похожие статьи:
Энциклопедии
Энциклопедии бывают двух типов:
• Первый содержит все знания, накопленные человечеством и расположенные в алфавитном порядке; каждому понятию в них отводится не меньше абзаца или, как, например, в "Британской энциклопедии" — дл ...
Понятие комического в литературе XIX века. Комическое как литературная и эстетическая категория
Комическое принадлежит к числу основных эстетических категорий. Существуют различные трактовки его места в системе эстетических категорий. Иногда его понимают как категорию полярную трагическому или возвышенному, например, немецкий писате ...
Особенности языка и стиха
В стремлении приблизить языковой строй трагедии к строю бытовой, разговорной речи Пушкин решает заменить традиционный для трагедии классицизма шестистопный рифмованный стих пятистопным «белым», то есть нерифмованным, стихом. Начавшийся у ...