Разделы


Эволюция политических взглядов писателя
Страница 2

Материалы » Анализ проблематики и выявление основных особенностей публицистических статей В.Г. Распутина рубежа ХХ–ХХI вв. » Эволюция политических взглядов писателя

После политического переворота в 1991 году началась борьба в писательской среде, которая завершилась отстранением от власти авторов призыва. "21 августа писатели-демократы с Евгением Евтушенко во главе свергли руководство СП СССР, выведя из него авторов "Слова к народу" Юрия Бондарева и Валентина Распутина" [7; 2]. Несмотря на "оборону на баррикадах…писатели держались бодро: Ю. Бондарев сказал, что не жалеет о своей подписи под "Словом к народу", а В. Белов заявил, что готов подписаться ним хоть сейчас" [7; 2]. Эту ситуацию в прессе потом назвали "мини-путч" Е. Евтушенко, т.е. захват власти в борьбе с "тоталитарным прошлым".

Началась травля писателей. В.Г. Распутин не собирался отказываться от своих убеждений, как стойкий борец он пишет о трагедии поражения как упущенной возможности спасения России.

В статье "Боль наша и вера" писатель говорит о том, как много было сказано слов о предостережениях, сочувствиях и заклинаниях - все впустую, "мы безуспешно пытаемся ухватиться хоть за какую-нибудь опору" [7; 2].

Писателю "как было не всполошиться" [7; 2], наблюдая за "слабеющей хваткой режима, за духовным оцепенением и за национальной придавленностью русских" [7; 2]. Он говорит о том, что опасность гибели России была всегда и остается по сей день. Но чтобы полностью народ уничтожить, достаточно уничтожить его самобытность и индивидуальность, перевернуть с ног на голову ценности, сделать его безразличным к своей общей судьбе. Это, по мнению писателя, более цивилизованный метод устранения народа с "исторической арены", "чем насильственные действия" [7; 2].

В.Г. Распутин считает, что демократия не может праздновать победу, напротив, "она потерпела первое серьезное поражение, потому что показала себя подозрительной, мстительной, мелкой, развязала "охоту за ведьмами", которая еще не прекратилась, припугнула инакомыслие и потребовала единогласия, на полную катушку раскрутила общественный террор, против неугодных, то есть проявила замашки того самого чудовища, против которого она и была вызвана к жизни и которое когда-то тоже начиналось с демократии. Нет сейчас у демократии врага более опасного, чем она сама" [7; 2].

В августовских событиях, по мнению В.Г. Распутина, не было победителей. Главные результат случившегося - "тяжело больной организм, перенеся это потрясение, еще больше утратил самовосстановленные силы" [7; 2].

Так В.Г. Распутин трактует перестройку и последнее событие как бескровное биополитическое покорение страны западной идеологией.

Писатель уверен, что страна идет к "тоталитарному режиму, благодаря президенту, который за два с половиной года разрушил Союз, "оставил без Родины десятки миллионов русских" [12; 7]. Он разрушил централизованное и дееспособное управление страной, разрушил государственную собственность, снес порядок, препятствовавший расхищению российских материальных, духовных и природных богатств, распустил законность, без которой не держится никакое, даже пиратское государство" [12; 7].

А оппозиционные патриотические силы виноваты в том, что не создали оперативную организацию, "включившую бы в себя жаждущих действия" [12; 7], которых было немало. Именно патриотизм являлся единственной идеей, которая должна была "призвать в свои ряды целую армию народа" [12; 7]. Но фронт национального спасения не смог свои идейные разногласия подчинить общему делу. Это является бедой русского человека - неумение объединяться до тех пор, пока не прижмут так, что дыхания не хватает.

Кроме оппозиции, виновата интеллигенция, "едва тронутая культурой, с укороченной, без прошлого памятью, бесчувствительная к корням" [12; 7]. На интеллигенцию, по мнению В.Г. Распутина, ложится ответственность за идеологическое обеспечение всех разрушительных действий по ослаблению государства, за оправдание грабительской приватизации. Защита прав человека - идеологии этой прозападной интеллигенции - стала оправданием всей внешней и внутренней политики. Интеллигенция, по В.Г. Распутину, антигосударственна и безответственна, вненациональна и недальновидна. Так, говоря о работниках СМИ, о публицистах перестройки, историках и экономистах, писатель в негодовании обвиняет всю интеллигенцию.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Изучение символа в творчестве А.П. Чехова
Впервые проблема символа в творчестве А.П. Чехова было поставлена А. Белым в статье «Чехов» (1907 г.). Он отмечает, что, несмотря на продолжение традиций русских реалистов, в чеховском творчестве «заложен динамит истинного символизма, кот ...

Значение терминов «герой», «персонаж»
Слово «герой» имеет богатую историю. В переводе с греческого «heros» означает полубог, обожествленный человек. В догомеровские времена (X-IX век до н. э.) героями в Древней Греции назывались дети бога и смертной женщины или смертного и бо ...

Комический ракурс русской литературы XVIII в.
Русская литература XVIII в. получила в наследство от предшествующих веков представление о высокой общественной миссии искусства слова, веру в его способность служить могучим средством формирования национального самосознания, орудием общес ...