Готический роман: философия и поэтика жанраСтраница 3
Образ «простого человека» - положительного героя больше связан с беспомощностью при соприкосновении с большим миром непредвиденного и непредсказуемого, и, концентрируя все свои мыслимые и немыслимые силы, ему приходится противодействовать (иногда с помощью таких же положительных и добрых друзей) угрозе, постоянно чувствуя, как нечто непостижимое угрожает ему посреди мирной будничности, борясь с препятствиями, стоящими на пути достижения справедливости и истины для себя и близких.
Но, по нашему мнению, именно замыслы и характер действий антигероя, который, в большинстве своем, имеет отрицательную характеристику и окружен ужасом и тайной, составляет основной интерес романа, его фабульную пружину, несмотря на то, что он, всемогущий и наделенный злыми чарами, в финале чаще всего оказывается низвергнутым. Злодей является активным элементом ужаса: он рожден, чтобы дополнять пассивный элемент – замок. Задача злодея – преследовать и угрожать героине (герою), бежать за нею темными склепами и подземельями замка.
Образ героя-злодея, которого терзают муки совести («Монах» М.Г.Льюиса), обязан своим появлением именно жанру готического романа.
Таким образом, готический роман можно назвать метафизичным: добро и зло в нем полярно противостоят друг другу.
б) Гиперболизированное изображение человеческих пороков.
«Непостижимые веяния сердца, тщательно скрываемые капризы, страсти, постыдные слабости, губительные инстинкты становятся в готическом романе предметом пристального интереса, что свидетельствует о зарождающемся и крепнущем неприятии самой картины мира, предложенной «веком разума»».
Необузданные страсти в итоге ведут ко злу, и часть авторов (М.Г.Льюис, Ч.Мэтьюрин) считают зло универсальным, в конечном счете безысходным, а жизнь есть данность ужасная и кровавая. Другие авторы (А.Рэдклиф) противопоставляют страстям и необузданным порывам разумное постижение бытия и возможность гармонии.
Часто герой в своем ослеплении страстями идет к гибели и думает, что преследует счастье («Монах» М.Г.Льюиса). Однако даже естественные страсти и стремления человека, в которых просветители видели залог его совершенствования, оказываются роковым оружием, обращающимся против своих обладателей.
2) Особенности сюжета.
а) Искусно разработанная авантюрная интрига.
б) Использование сверхъестественных ситуаций: посещение потусторонних сил со злой целью, явление призрака и странная болезнь, возвращение из могилы, загадочное предначертание, исполнение страшной клятвы и тому подобное. Можно думать, что каждой из этих ситуаций отведена своя роль в сюжетной линии: если страшная болезнь и загадочное предначертание могут открывать действие, то явление призрака и возвращение из могилы, как правило, завершают его.
3) Подчеркнутая условность хронотопа.
а) Время действия конкретизируется, дается ссылка на реальное событие, якобы породившее сюжет, и вносятся детали, связанные с историческими событиями того времени. Они остаются лишь декоративным фоном, а воссоздание быта и нравов, психологических, нравственных и социальных конфликтов изображаемой эпохи не входило в творческие задачи авторов «готических романов». Чаще всего события готического романа относятся к эпохе средневековья, которая в сознании XVIII столетия оставалось олицетворением диких суеверий.
Похожие статьи:
"Новая дорога" жизни крестьянства: антикапиталистические тенденции
На первых порах его творчества Бунина обвиняли в том, что он отдает излишнюю дань прошлому, не касается наиболее жгучих проблем современности. Так, ВТ. Короленко писал о рассказе Бунина "Чернозем": " . "Чернозем" ...
«Максим Максимыч»
Следующей главой, рассказывающей о Печорине «со стороны», является глава «Максим Максимыч». Место рассказчика занимает путешествующий офицер, слушатель штабс-капитана Максима Максимыча. И таинственному герою Печорину придаются какие-то жи ...
Исторические повести
ПОВЕСТИ О НАЧАЛЕ МОСКВЫ. Во второй половине XVII в. историческая повесть постепенно утрачивает историзм, приобретая характер любовно-приключенческой новеллы, которая служит затем основой для развития авантюрно-приключенческого любовного р ...