Готический роман: философия и поэтика жанраСтраница 4
При этом художественное время в готическом жанре существенно расширилось – воскрешается прошлое и показывается его связь с настоящим.
б) Пространство.
«A type of romantic fiction that predromanated in English literature in the last third of the 18th century and the first two decades of the 19th, the setting for which was usually a ruined Gothic castle or abbey». («Типом романтического вымысла является предромантизм в английской литературе последней трети XVIII и первой половины XIX веков, декорацией которого обычно становился готический замок или аббатство, как правило, в руинах»).
Территорией совершения романных событий становится замок или аббатство с заброшенными покоями, сумрачными анфиладами, подземельями-лабиринтами, скелетами, привидениями и тайнами, как правило, реально существующий («Замок Отранто», «Замок Удольфо»). Замок этот чаще всего наследуется не по закону, его истинный наследник лишен прав и титула.
К концу века действие нередко переносится в Италию или Испанию в застенки монастыря (известно, что в Англии монастыри были уничтожены в эпоху Реформации). Архитектурные декорации становятся все более ужасающими и фантастическими.
Вальтер Скотт утверждал, что «замок должен обязательно возбудить страх, с тем, чтобы читателю почудилось, будто он слышит в этих залах отзвуки шагов давно ушедших поколений». Порой образ мрачного замка даже становится незримым магнетическим центром романа, оттесняя личность и сюжетные перипетии на второй план.
Бахтин М.М. указывает на то, что замок насыщен временем исторического прошлого: «В нем отложились в зримой форме следы веков и поколений…, легенды и предания оживляют воспоминаниями прошедших событий все уголки замка и его окрестности. Это создает специфическую сюжетность замка, развернутую в готическом романе».
Необходимо отметить, что действие готических романов протекает, как правило, в скупо освещенных, мрачных пространствах (лес, горы, замок, склеп). Большинство впечатляющих сцен развиваются под покровом ночи, на фоне лунных пейзажей, рядом с кладбищем или склепом.
Таким образом, по сравнению с литературной традицией своего времени, готический роман означает расширение исторического и географического горизонта литературы, идеологически уже подготовленного эпохой Просвещения, но ставшего эстетически возможным лишь на новой ступени развития литературы.
4) Психологическая атмосфера.
а) Наличие «мистического ужаса» в связи с предполагаемым или реальным присутствие иррациональных сил, противостоящим духу рациональной ясности, который преобладал в классических романах Просвещения. Мифологические существа, черти, старинные английские призраки, славянские упыри, восточные гулы, оживающие портреты, статуи, из которых капает кровь, живые мертвецы, неупокоенная душа – все эти сверхъестественные персоналии являются необходимым атрибутом готического романа и появляются лишь затем, чтобы подтолкнуть действие к разгадке и создать атмосферу так называемого «мистического ужаса».
Вальтер Скотт допускал появление чудесного и сверхъестественного в готическом романе, если при этом не исчезает правдоподобие, однако считал, что «сверхъестественные явления лучше намечать, не слишком на них останавливаясь». По мнению Скотта, «сверхъестественное и ужасное оправданы в том случае, если они, воздействуя на воображение и чувства, помогают воспринимать события и особенно характеры».
Похожие статьи:
Стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
(восприятие, истолкование, оценка)
Это стихотворение представляет своего рода поэтическое завещание Пушкина. По теме пушкинское стихотворение восходит к оде римского поэта Горация «К Мельпомене», откуда взят и эпиграф. Первый перевод этой оды был сделан М. В. Ломоносовым, ...
Анализ ритмической организации стихотворения Марины Цветаевой «Ученик»
По холмам – круглым и смуглым,
Под лучом – сильным и пыльным,
Сапожком – робким и кротким –
За плащом – рдяным и рваным.
По пескам – жадным и ржавым,
Под лучом – жгучим и пьющим,
Сапожком – робким и кротким –
За плащом – следом и с ...
Влияние опыта мировой классики и современности на творчество Максима
Горького
Первый учитель Горького – В.Г. Короленко сразу же обратил внимание на какие-то новые, трудно поддающиеся определению особенности художественной манеры своего ученика. Он сказал Горькому о рассказе «Старуха Изергиль»: «Странная какая-то ве ...