Разделы


История, эволюция и основные характеристики дневникового жанра
Страница 2

Материалы » Эволюция дневникового жанра - от интимных журналов до блогов » История, эволюция и основные характеристики дневникового жанра

3. дневник-повествование

(заведомо рассчитанный на читателя, являющий миру самого автора или его вымышленного героя);

4. дневник-органайзер

(или деловой дневник: здесь уже минимум посторонних записей, «ничего личного»; все комментарии относятся к делу, лейтмотив – планы и их осуществление);

5. электронный дневник

(как гибрид предыдущих плюс возможности Интернет-общения: здесь максимальная публичность и технологичность сочетаются с возможностью создания своего приватного мира).

Дневник выполняет одновременно несколько функций. Одни из них явны самому автору, другие актуализируются лишь в определенные периоды или в особых ситуациях, третьи — вообще не замечаются им. Вот наиболее важные функции личного дневника.

§ Психотерапевтическая. Снятие эмоционального и нервного напряжения в результате письменной рационализации.

§ Исповедальная. Реализует стремление поделиться самым сокровенным.

§ Культурно-игровая. Дневник — своего рода излишество, прихоть, подражание книжным барышням. Его можно вести, а можно и не вести, он не обязателен, как всякая игра, но и, как всякая игра, доставляет удовольствие.

§ Творческая. В дневнике автор волей-неволей вынужден излагать события в литературной или квазилитературной форме. Стиль дневника так или иначе организуется в виде жанра — рассказа, размышлений; возникает необходимость сюжета. Недаром некоторые авторы воспринимают дневник как книгу — метафорическую «книгу жизни» или даже отчасти прототип будущей реальной…

§ Аутокогнитивная. Перечитывая регулярно прошлые записи, автор начинает лучше понимать себя, логику своих чувств, мыслей, поступков.

§ Мемуарно-архивная. Дневник выступает как культурный механизм сохранения памяти о событиях индивидуальной жизни.

§ Коммуникативно-диалоговая. В данном случае имеется в виду возможность прочитывания дневника желаемым или, во всяком случае, ожидаемым, «предсказуемым» человеком. Автор дневника более или менее сознательно надеется найти понимание у будущего читателя.

Таким образом, дневник можно рассматривать не просто как разновидность рукописных практик, но и как культурно-психологическийфеномен.

Примеры дневниковых записей различных эпох приведены в Приложениях 1 и 2.

Итак, дневники развиваются в жанровом и социально-психологическом смысле: от коротких хроникальных записей - к самостоятельному литературному жанру и от фиксации событий к «аутопедагогике

» (когда дневник становится способом аналитического самоописания, действенным средством самовоспитания). Именно поэтому сегодня дневник можно и нужно подключать к решению образовательных задач.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

Средства создания комического
Языковая игра, как и комическое в целом, - это отступление от нормы, нечто необычное. Языковая игра позволяет четче определить норму и отметить многие особенности русского языка, которые могли бы остаться незамеченными. Языковая игра осно ...

Изменение темпа речи и тембра голоса
При анализе устного текста баллады очевидно, что темп произведения не константен, он находится в постоянном изменении. Так, первой строфе, содержащей авторский текст и вводящей читателя в ситуацию, соответствует медленный темп, в то время ...

Исторические источники «Бориса Годунова»
Ряд важнейших проблем, непосредственно связанных с историко-социальной концепцией «Бориса Годунова», не может быть осмыслен без выяснения вопроса о характере исторического материала, положенного в основу пушкинской трагедии и об интерпре ...