Разделы


Расширение представления о творческом облике художника. Прозаические произведения
Страница 1

Материалы » Творчество Никула Эркая » Расширение представления о творческом облике художника. Прозаические произведения

Годы войны – это годы возмужания таланта. Небольшая по объему проза этого периода расширяет представления о творческом облике художника и дает возможность проследить путь писателя к зрелости, к таким произведениям как повести «Алешка» (1960), «Березовая вода» (1963), «Новая родня» (1965), «Митяевы мечтания» (1975), получившим признание всесоюзного писателя.

Мордовская проза военных лет по характеру была преимущественно очерковой, публицистической. Этот жанр приобрел тогда особую значимость в советской литературе. Очерки и рассказы давали возможность быстро запечатлевать действительность, помогали воспитывать волю и мужество советских людей. Писатели не только изображали отдельные эпизоды, но и воспевали раскрывшиеся замечательные качества народной души. В произведениях «Дружба», «Отцы и дети», «Комендант моста», «Казак» Эркай показывает нравственные истоки героизма.

Мордовская проза интенсивно развивалась и в послевоенное время. Не случайно в ее жанрах начинают выступать и поэты. Об этом красноречиво говорит творческая эволюция Никула Эркая. Наполнившись новыми жизненными силами, его проза достигла зрелости.

В 1954 году был опубликован сборник рассказов Эркая на русском языке. В него вошли некоторые произведения, написанные в конце 30-х годов, лучшее из прозы военных лет и новые произведения – «Старики» (1949), «Тракторы идут» (1952), «Купрян» (1954), «Беспокойный председатель» (1954) и другие.

Этот жанр стал прежде всего творческой школой. Сложившийся в нем художественный стиль нашел развитие в лирических повестях «Алешка», «Березовая вода», «Новая родня», «Алешка в интернате» и «Митяевы мечтания». Повести и свидетельства Эркая свидетельствуют о том, что мордовская проза отражает самые крупные проблемы современности, по-своему вторгается в трудную и сложную диалектику национального и всеобщего. Новым в них является углубленное внимание к сложностям жизни, стремление разобраться в них, пробудить в читателе жажду к собственному ее изучению.

В формировании литературного мастерства замечательную роль сыграла повесть «Алешка», которая стала началом новых поисков и свершений, выявила большие возможности писателя в области детской прозы. Популярность Эркая закрепилась окончательно после выхода повести «Новая родня», которая на Всероссийском конкурсе на лучшее художественное произведение для детей (1965-1966) получила вторую премию. В этих книгах ярко отразились особенности его дарования – живое воображение, позволяющее просто и увлекательно развернуть сюжет, умение писать мягко, тепло, лирично.

В повести «Алешка» идет большой и сложный разговор о самом главном – воспитании – подрастающего поколения, смысле жизни советского человека. Это произведение наиболее совершенно и с художественной точки зрения. Главный герой его – подросток, через восприятие которого показаны и природа, и люди, и труд в коллективе.

Нелегко сложилась жизнь Алешки. Его отец, пройдя всю войну, погиб на границе уже в мирные дни, а мать умерла. Но в колхозе он нашел настоящих друзей. Это Андрейка, Петр Дмитриевич, председатель колхоза Иван Ефимович, заведующий фермой Егор Васильевич и другие герои произведения. Герои Эркая живут интересной, содержательной трудовой жизнью. Особенно ярко изображены в повести дети, и в первую очередь Алешка, образ которого является одной из наиболее ярких удач автора.

Все лето Алешка работает подпаском. В работе раскрывается для него большой и сложный мир человеческих отношений, он учится радоваться добру, распознавать и ненавидеть зло. Трудолюбие – основная черта его характера, постоянно подчеркиваемая автором. Мальчик всегда находит возможность помогать взрослым, своему другу Андрейке.

В этой повести Никул Эркай сумел увидеть мир глазами подростка во всей его прелести и поэтичности, а также трудности, которые неминуемо встают перед человеком, вступающим в жизнь. Писатель умеет тонко передать психологическое состояние героя. Он достигает этого разнообразными художественными средствами, особенно часто прибегая к внутренним монологам и пейзажным картинам.

Повесть «Алешка» - важный этап творческого развития Эркая-прозаика. Она покорила читателя поэтическими описаниями богатой природы Мордовии, превосходно передающими ее простор и многоцветность, зорко подмеченными переменами, происшедшими в жизни, некогда угнетенного народа. Обращает на себя внимание лиричность повествования и проникновение во внутренний мир героя. «Настроение» окружающего передается ему: он вместе с лесом, вместе с рекой ощущает себя частью целого.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Образ Хлестакова в системе комических героев Н.В. Гоголя. Художественные приемы, способствующие типизации образа Хлестакова в комедии "Ревизор"
Среди различных характеристик художественного образа главным свойством этого литературоведческого понятия является соединение индивидуального, с одной стороны, и общего, характерного, симптоматичного для целого ряда людей с другой [Абрамо ...

«Творец в горящем гимне». Поэзия 1910-х гг.
В 1913 выходит книга Маяковского из четырех стихотворений под названием «Я», его стихи появляются на страницах футуристских альманахов (1913-1915) «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас», начинают печататься в периодике, издают ...

Способы создания образов персонажей в художественной литературе
В данной главе будут рассмотрены основные способы создания характеров и персонажей и конфликтов в художественной литературе. Известный романист и филолог Джеймс Н. Фрэй в своей научной книге "Как написать гениальный роман" гово ...