Разделы


Расширение представления о творческом облике художника. Прозаические произведения
Страница 2

Материалы » Творчество Никула Эркая » Расширение представления о творческом облике художника. Прозаические произведения

Эркай и в поэзии, и в проще настойчиво ищет цветовую гамму, которая была бы способна выразить красоту природы. Вот очень точное описание пейзажа осеннего поля: «Хоть и опустело оно, но красы своей не потеряло. Ярко зеленела отава люцерны. Над этим зеленым морем возвышались пузатые стога сена. По-прежнему солнце щедро лило свои лучи, но тепла стало меньше, уже не лето. Поле стало как будто больше, расширилось: теперь оно проглядывалось от края до края – каждая морщинка была заметна».

Реалистическое описание природы является одним из наиболее сильных и выразительных средств раскрытия психологии человека. Пейзаж органически связан с происходящими событиями, с душевным состоянием людей. При помощи его писатель создает соответствующее настроение, углубляет характеристику образа. Он овеян глубокой поэзией, всегда полон мысли и чувства.

Беречь и обогащать красоту родной земли, украшать ее трудом, формировать высокие нравственнее идеалы своего современника – таково эстетическое кредо писателя.

Говоря о книгах детских писателей, Л. Соболев отмечал: «В этом же ряду, но в любопытном повороте стоит прелестная повесть писателя Никула Эркая. Здесь пробуждение нового сознания в подростке происходит при соприкосновении со злобными пережитками собственничества в мрачной натуре бывшего подкулачника, а ныне работника колхозной животноводческой фермы Федьки». Писатель «интересно, глубоко и самобытно решает темы современности», книга его «полна ярких национальных красок».

Эркай создавал свои произведения, исходя из убеждения, что литература «должна вырастить своего юного читателя истинным гражданином, готовым стать героем не только в битве с силами природы, со стихийными бедствиями, но и в сражениях нравственных, которые подчас происходят в мирной, как говорят, будничной жизни, - в битвах за справедливость, за счастье людей. Таким могут воспитать ребенка книги правдивые, психологически тонкие, свободные от малейшего налета фальши, которую детское сердце ощущает особенно остро и болезненно».

Судьба героя повести взволновала юных читателей. Об этом свидетельствуют многочисленные письма, полученные автором от детей разных национальностей. В каждом из них выражено желание узнать, как в дальнейшем сложилась судьба полюбившегося им героя. Это обстоятельство натолкнуло его на мысль продолжить повесть. Через восемь лет в 1968 году он выпустил вторую часть повести «Алешка в интернате». В этом же году обе части вышли на русском языке в издательстве «Детская литература». Само название говорит о том, что писатель рассказывает историю жизни мальчика в новых для него условиях. При этом решается та же проблема – духовное становление, нравственное воспитание юного героя, которое происходит под влиянием опытных педагогов, и прежде всего, Якова Ивановича, директора интерната.

В повести «Березовая вода» (1963)центральное место занимают уже образы молодежи: Михаила Каргина, его жены Анки, Якова Печайкина. Это сложные интересные характеры, обрисованные всесторонне и психологически убедительно. В центре внимания – духовный мир человека, утверждение в нем моральных качеств, процесс формирования стойких убеждений, который проходит не просто, но без надуманных трудностей, призванных «очеловечить» героев.

Народ – главный объект художественный интересов писателя. Воплощением народной силы и мудрости в повести «Березовая вода» является дед Потап – человек, влюбленный в людей, в природу, во все живое, что его окружает. В том, как крепко стоит он на земле, как гордится природными богатствами родного края, как оберегает их от всяких стяжателей типа Васина, убедительно раскрывается его индивидуальность.

Дед Потап – настоящий хозяин земли. вместе с годами он впитал в себя мудрость жизни, понимание того нового, к чему стремится молодое поколение. Именно поэтому он становится помощником и единомышленником Михаила Каргина. Его, умудренного жизненным опытом, до глубины души возмущает поведение тех, кто губит природу. Писатель раскрывает истинный гуманизм этого старого человека, крестьянина с прямой и открытой душой, не терпящего несправедливости, чуткого к горестям окружающих. Рядовой труженик приобщен к общечеловеческим проблемам. Он активно вмешивается в жизненные процессы, размышляет нал ними: «Завести бы нам на манер лесного охотничье, грибное, рыбное хозяйство – вот тогда бы браконьеру крышка, тогда читай ему, рабу божьему, отходную. Первое дело – лесной продукт появился бы в магазинах, и продавать его на базаре по дешевке расчету бы не было».

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Поэзия Ф.Н. Глинки
Современник и участник войны Фёдор Николаевич Глинка писал четверть века спустя, что «события исполинские, прикосновенные к судьбе рода человеческого, зреют, созревают и дозревают в постепенном и непреодолимом ходе времени. Мы, — утвержд ...

Особенности «комического» в эстетике эпохи Просвещения. Способы воплощения «комического» в литературе
Прежде чем приступать к исследованию аспектов комического изображения женщин в конкретных литературных текстах, необходимо поговорить о теории сатиры. Во-первых, нужно определить, что такое «смех», какова его природа, его особенности. Сле ...

Трансформация значений
Говоря о лексических номах русского языка наших дней, следует иметь в виду также то, что многие слова и даже группы слов за последнее время изменили свое значение. Биржевик обозначало «биржевой делец», стали же так называть работника бир ...