Владимир Гиляровский
Москва – одна из центральных тем В.А. Гиляровского, писателя и журналиста. О Москве, ее жителях и быте В.А. Гиляровский писал с самого начала своего вступления на литературный путь. Много лет занимался он изучением трущоб и жизнью их обитателей.
Мысль создать книгу о прошлом Москвы возникла у В.А. Гиляровского в начале 20-х годов, когда на его глазах стали исчезать уничтожаемые Советской властью притоны нищеты – Хитровка, Грачевка, Аржановка.
В.А. Гиляровский на страницах периодической печати приветствует уничтожение этих трущоб и одновременно начинает писать книгу о старой Москве.
В 1926 году выходит первое издание «Москвы и москвичей». В книге всего пять глав: «Трущобы Хитрова рынка», «Сухаревка», «Московские трактиры», «Яма» и «Засидки». Затем к «Москве и москвичам» В.А. Гиляровский возвращается после выхода «Моих скитаний». Второе издание вышло в 1931 году и называлась «Записки москвича».
Но это была уже вновь написанная книга. Из первого издания в «Записки москвича» входила только одна глава – «Хитров рынок». В 1933 году Гиляровский сообщает, что собирается удвоить книжку «Москва и москвичи».
Гиляровский описывает Москву в красках, со всеми ее достоинствами и недостатками. Дореволюционная Москва Гиляровского напоминает большую ночлежку, в которой люди останавливаются только на время. Конечно, Гиляровский описывает только самые криминальные и бедные районы Москвы, так как именно они представляют для журналиста и читателя наибольший интерес. Гиляровский чувствует себя в этой Москве как рыба в воде. Описание советской Москвы занимает не больше половины страницы в каждой главе. Например, снесли Хитров рынок – исчезли притоны, очистили Неглинку – перестало заливать площадь, снесли крепостную стену Китай-города – исчезла преступность в этом районе.
Описания дореволюционной Москвы ужасны: вонь, грязь, кабаки, притоны, вонючая Неглинка, общественные бани, протухший насквозь охотный ряд и все время темно или сумеречно. К тому же на каждом углу можно наткнуться на убийцу, проститутку, грабителя, карманника, шулера, нищего или на банду шпаны. Однако Гиляровскому нравится и такая Москва. В этом городе его дом.
Похожие статьи:
Реформа Плеяды в области поэтических жанров.
Основы жанровой реформы были заложены также в “Защите и прославлении французского языка” Жоашена Дю Белле, о которой было сказано выше. Ю.Б.Виппер связывает отрицание системы традиционных жанров с отрицанием творчества предшествовавших Пл ...
«Воскресение»
С переходом Толстого на позиции патриархального крестьянства существенно изменилось и его художественное творчество. Эти перемены сказались в последнем романе писателя «Воскресение». Роман открывается описанием городской весны: "Как ...
Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина
Эта достаточно традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и др. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал Пушкин в своей поэзии. Наиболее ярко это проявилось в теме поэта и поэзии. ...