Нос в произведениях ГоголяСтраница 2
Теперь перейдем к пункту Б2. В нем показано количество упоминаний носа Ковалева: как на его лице, так и «разгуливающего по улице. Примечательно то, как Ковалев отреагировал на потерю носа: «И потому читатель теперь может судить сам, каково было положение этого майора, когда он увидел вместо недурного и умеренного носа преглупое, ровное и гладкое место» («Нос»). И боится он прежде всего не того, что от него «сбежал» нос, а того, что не может подойти к женщинам (то есть отсутствие носа мешает флиртовать с женщинами): «Он вспомнил, что у него вместо носа совершенно нет ничего, и слезы выдавились из глаз его» (Нос).
Из пункта В2 нам ясно видно, что носа у главного героя, Акакия Акакиевича как будто и нет! Это и не случайно – главной деталью становится шинель.
Теперь перейдем к пункту Г2. В нем мы видим, что нос упоминается в основном в связи с двумя персонажами: Чичиковым (23 раза) и Ноздревым (17 раз).
В пунктах А3, Б3, В3, Г3, А4, Б4, В4 и Г4 можем отметить лишь то, что наибольшее количество действий, связанных с носом, это – сопение, сморкание, как например: «…неизвестно, как он это делал, но только нос его гудел, как труба» («Мертвые души») курение табака: «Не хотите ли вы понюхать табаку?» («Нос»)
Другие же части лица, которые упоминаются в данных произведениях, это – усы бакенбарды (у солидных людей) и брови (в основном ү начальников). Глаза же в них почти не встречаются! Как известно глаз – зеркало души, а раз нет глаз – нет и души! Это еще одно подтверждение масочности персонажей, их бездушия.
Проследим это на языковом уровне: главная функция носа – нюхать, а это родственно церковнославянскому «ухать». Слово ухать лежит в корне таких слов, как душа и дух!
Все персонажи, казалось бы разные имеют схожие черты характера, все они так или иначе необычные: Чичиков не прочь «ухлестнуть» за женщинами, аферист и авантюрист, почти предприниматель, знаменующий приход нового времени; Ноздрев же явный асоциальный тип: пьет, играет и нюхает табак, более чем неравнодушен к противоположному полу; Шиллер нюхает табак и пьет; Ковалев постоянно флиртует с женщинами.
Мы видим, что наибольшее число раз нос упоминается в связи с рядом персонажей:
1. Нос – 67 раз + «имя»
2.Ковалев – 17 раз.
3.Чичиков – 16 раз.
4.Ноздрев – 10 раз + фамилия.
5.Шиллер – 10 раз.
Чем объяснить эту явную предпочтительность? Во-первых, среди них нет женских персонажей. Вообще! Во-вторых, все упомянутые герои обладают общими качествами: авантюристы, хитрецы, любят выпить, подраться, охочи до женщин. А главное – нарушают, даже взрывают привычный порядок вещей.
Становиться понятным, почему такие герои, как Плюшкин и Собакевич не имеют носа. Собакевич – консерватор, а Плюшкин, как о нем пишет сам Гоголь – «не то баба не, то мужик».
Если мир Гоголя мифологичен (Ю.В. Манн, Ю.М. Лотман), а его герои мифологические персонажи, то какой тип мифологического героя представляют наши обладатели носа? Мы считаем что это - Трикстер.
Снова обратимся к мифологии. Трикстер – древнейшая фигура мифологии американских индейцев, да и его «родственники» в мифах других народов являются одними из самых древних богов. Среди основных его черт – его странствия, непомерный аппетит, буйный характер, необузданная сексуальность. Зачастую его изображают с огромным пенисом. Кроме того, его анус и пенис способны к самостоятельному существованию. Образ Трикстера многогранен. Он контролирует лишь часть своего тела, другие же части (анус и пенис) самостоятельны. Он известен своими проделками, ненормативным поведением и вызывает смех у слушателей. Суть его образа – беспорядок. Неоднократно тема Трикстера «всплывала» в литературе: «Алиса в стране чудес» (где Алиса разговаривала со своими ногами). Подобные темы всплывали в произведениях эпохи Романтизма, а также в сказках.
Как же проявляются черты Трикстера у наших героев?
Герой |
Асоциальное поведение |
Обжорство |
Двойственность |
Сексуальность |
Смех |
1.Нос |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
2.Ковалев |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
3.Чичиков |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4.Ноздрев |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5.Шиллер |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Похожие статьи:
Особенности поэтики публицистических статей В.Г. Распутина. Императив нравственной чистоты языка и
стиля
Как уже было отмечено, творчество является для В.Г. Распутина тайной. Писатель настаивает на автономности, интимности творчества и говорит о невозможности рационального его постижения. Источником литературы в эстетике В.Г. Распутина являе ...
Древнегерманские племена и их языки
Классификация древнегерманских племен. Вопрос о древнегерманских языках и их классификации неразрывно связан с вопросом о племенах - носителях этих языков, с вопросом о классификации этих племен с точки зрения исторической науки.
Первую ...
Характеристика хронотопа романа Пелевина «Чапаев и
Пустота»
«Виктор Пелевин – самый известный и самый загадочный писатель своего поколения. Реальность в его произведениях тесно переплетена с фантасмагорией, времена смешаны, стиль динамичен» - отрывок из аннотации к роману [5,2].
Действительно, в ...