Нос в произведениях ГоголяСтраница 3
Как видно из таблицы. Все они – явные трикстеры (двойственность героев замечал еще Ю.М. Лотман). И, исходя из таблицы, делаем вывод, что во всех случаях нос становится символом мужественности символом мужественности, который связал со всеми перечисленными качествами героев. Отсюда следует ответ на поставленный вопрос, почему у женщин отсутствует нос – своеобразная мужская особенность, пятая душа по представлениям древних (в их религиях мужчины всегда имели на одну душу больше, чем женщины. Это объяснялось асимметричностью женского тела). Исходя из этого, можно сделать вывод, что формула мужественности у Гоголя может быть представлена следующим равенством: НОС=ФАЛЛОС=ДУША МУЖЧИНЫ. Становится понятным невозможность отделения носа от лица Ковалева, который становится его антиподом.
По большому счету то же самое происходит и с Чичиковым, ведь причинами его разоблачения наполеоновский профиль и предлагаемое похищение губернаторской дочки.
Юрий Михайлович Лотман писал о архетипичности образа Чичикова, имея в виду мифологических двойников-близнецов. Мы же утверждаем, что архетипичность героя объясняется его связью с Трикстером!
Похожие статьи:
Тема денег в комедии Д. И. Фонвизина " Недоросль"
В народном фольклоре представления о природе богатства своеобразно переплелись с основами христианского вероучения. В русских пословицах и поговорках ярко выражено превосходство духовных ценностей, бытует твердое убеждение, что деньги это ...
Проповедническая публицистика В.Г. Распутина последних
лет
Мировоззрение писателя складывалось в процессе личного жизненного опыта и его активного осмысления. В процессе публицистического творчества рефлексии подвергаются социальные установки и идеалы, история и общественные процессы второй полов ...
Публицистика религиозная
Неудивительно, что В.Г. Распутин оказался близок религии православия. Его героини - старухи 1960-х годов - крестились и молились, и он не находил нужным умалчивать об этом; природа, которой он поклонялся почти язычески, приведет его однаж ...