Разделы


Нос в произведениях Гоголя
Страница 1

Материалы » Нос как признак героя-трикстера в произведениях Н.В. Гоголя » Нос в произведениях Гоголя

В произведениях Гоголя чрезвычайно важна роль портрета, однако зачастую в портрете важна лишь одна примечательная деталь лица.

Гоголь исключительно часто использовал этот прием, так в «Мертвых душах», по нашим подсчетам, он встречается 23 раза, в «Носе» - 8, в «Невском проспекте – 12,в «Шинели» - 6 (кроме носа). Причем эта своеобразная синекдоха приобретает особое значение в контексте Гоголя, замечательно выраженное в известной цитате:

«…он вздохнул, произнесши от души: «Вот прокурор! Жил, жил, а потом и умер! И вот напечатают в газетах, что скончался к прискорбию подчиненных и всего человечества, почтенный гражданин, редкий отец, примерный супруг, и много напишут всякой всячины; прибавят, пожалуй, что был сопровождаем плачем вдов и сирот; а ведь если разобрать хорошенько дело, так на поверку у тебя всего только и было что густые брови».

Какая говорящая деталь! Густые брови начальника, а человека и не было! Детали лица, таким образом, действительно могут заменить человека, более того, у героя вообще может не быть лица:

«Лицо генерала было заклеено бумажкой» («Шинель»).

Заклеенное бумажкой лицо генерала на табакерке становится символическим, ведь генерал в реальной жизни демонстрирует к главному герою бездушие и бесчеловечность. Деталь наполняется смыслом.

Исследователи неоднократно говорили о масочности персонажей Гоголя, мы же утверждаем, что масочность у писателя проявлялась на уровне отдельной детали. Обратимся к понятию «маска». Ей свойственна лишь одна характеристика подразумеваемого под нею персонажа! Например, злой – добрый, веселый – грустный и т.д. Эти качества подчеркнуты деталью или деталью или деталями (вспомним кукольный театр, маски греческого театра). В связи с этим нам потребуется экскурс в мифологию древнего человека. Общеизвестно, что для мифологического мышления первобытного человека важны деталь и символ (например, богиня плодородия имела большие бедра и груди, символ бога плодородия – большой фаллос). Так древний человек мыслил символами и этим отличается от нас. Древний бог плодородия изображался зачастую в виде большого фаллоса, как на древне египетском амулете. Похожее мы наблюдаем и у Гоголя.

Обобщим данные об упоминании носа в четырех важнейших произведениях Н.В. Гоголя в таблице.

Название

Упоминание носа (общее количество)

Герой (нос)

Действия

Другие части лица

«Невский проспект»

(1833-1834)

11

Шиллер

6

12

10

«Нос»

(1833-1835)

95

Ковалев

10

18

84

«Шинель»

(1839-1841)

3

--------

2

6

«Мертвые души»

(1835-1849)

0

Чичиков

16

Ноздрев

10

17

23

Начнем с пункта А1 (упоминание носа в произведении «Невский проспект»). Там слово нос упоминается 11 раз, при том в основном в отношении к Шиллеру. Но об этом ниже.

В пункте Б1 (упоминание носа в произведении Гоголя «Нос») нос упоминается целых 95 раз! Конечно, по большому счету, в отношении к Ковалеву и к самому «гуляющему» носу.

В пункте В1 (упоминание носа в рассказе «Шинель») нос упоминается всего 3 раза?! В чем же такое различие? Может, в нем нет сильного персонажа.

В пункте Г1 (упоминание носа в произведении Гоголя «Мертвые души») мы видим, что нос упоминается целых 40 раз, другие же части лица – лишь 23. Хотя это количество и меньше, чем в повести «Нос», это – важная деталь.

А теперь мы перейдем к главным пунктам таблицы А2, Б2, В2, Г2. В пункте А2 в отношении к Шиллеру нос упоминается целых 10 раз. Особенно интересен его монолог, в котором он обвиняет свой нос чуть ли не во всех своих грехах: «Я не хочу, мне не нужен нос!» - говорил он, размахивая руками: «У меня на один нос выходит три фунта табаку в месяц. И я плачу в русский скверный магазин, потому что немецкий магазин не держит русского табаку, я плачу в русский скверный магазин за каждый фунт по сорок копеек; это будет рубль двадцать копеек; двенадцать раз рубль двадцать копеек – это будет четырнадцать рублей сорок копеек. Слышишь, друг мой Гофман? На один нос четырнадцать рублей сорок копеек! Да по праздникам я нюхаю рапе, потому что я не хочу нюхать по праздникам русский скверный табак. В год я нюхаю два фунта рапе, по два рубля фунт. Шесть да четырнадцать – двадцать рублей сорок копеек на один табак. Это разбой, я спрашиваю тебя друг мой Гофман, не так ли? – Гофман, который сам был пьян, отвечал утвердительно. – Двадцать рублей сорок копеек! Я швабский немец у меня есть король в Германии! Я не хочу носа! Режьте мне нос! Вот мой нос!» Из его монолога (который к тому же, он декларировал в пьяном виде) и его поступков (как, например, Шиллер выкинул Пирогова из своей квартиры, за то, что тот поцеловал его жену) ясно виден его асоциальный характер, несмотря на то, что он немец.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Новая эпоха в русской литературе на рубеже XIX-XX веков. Задачи перед русской литературой
Начавшийся в России на рубеже двух веков третий, пролетарский период русского освободительного движения обусловил принципиально новый этап развития русской литературы. В эти годы перед русской социал-демократией встали задачи, какие еще н ...

История изучения мотива природных стихий в творчестве Д. Хармса
Объектом нашего исследования в большинстве своем являются стихотворные тексты Д. Хармса, написанные им в период с 1925 по 1938 гг. Этот период характеризовался творческим подъемом, развитием и формированием важнейших идей философии Хармса ...

Дело Бейлиса
На окраине киевского предместья Лукьяновка, невдалеке от кирпичного завода Зайцева, где служил приказчиком Мендель Бейлис, 20 марта 1911 года был обнаружен труп 13-летнего мальчика Андрея Ющинского со следами уколов на теле. Местные черно ...